Темы: Гордость, Рав Реувен Куклин, Коэн, Уважение
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныКак именно следует «уважать коэна»? Можно ли его просить передать что-то, скажем, за трапезой, или помочь в чем-то другом (и о чем не следует просить)? И не может ли способствовать уважение коэна возобладанию его гордыни? Спасибо! Д., Израиль
Уважаемый Д.!
В Торе сказано о коэне (Ваикра 21, 8): «И ты святи его, ибо хлеб Б-га твоего приносит он (в жертву); свят да будет он у тебя, ибо свят Я, Господь, освящающий вас». Отсюда мы учим, что существует обязанность уважать коэна. И сказали мудрецы (Гитин 59а): «И ты святи его — во всём, что касается святости: пусть начинает первым (“во всех делах, связанных с почётом, — как во время чтения Торы, так и во время собрания он должен говорить первым” — Раши), и благословляет первым, и первым берёт часть прекрасного яства». Так выполняют заповедь уважения к коэну.
Кроме этого существует запрет «использовать» коэна, как пишет Рамо (раби Моше Иссерлеса, Орах Хаим 128, 45), т.е. запрещено просить коэна оказать какую-либо услугу. Рамо добавляет, что если коэн согласен простить неуважение к себе, то можно обратиться к нему с просьбой об услуге.
Таким образом, прежде чем о чём-то попросить коэна, надо как следует подумать: он будет рад выполнить просьбу? — тогда можно к нему обратиться. Или это затруднит его?
Вы спрашиваете, не возгордится ли коэн от того уважения, которое мы ему окажем. Если этот коэн человек здравомыслящий, конечно, не возгордится: ведь уважение это оказывают не лично ему, а кэуне, службе коэнов, представителем которых он является, как сказано в стихе, приведённом выше: «…ибо хлеб Б-га твоего приносит он (в жертву)».
И ещё важно привести здесь слова рава Ицхака Блейзера (книга Нэтивот Ор): «Это великое правило в работе над своими качествами: большинство добрых свойств — только в области отношений человека с самим собой. Но в том, что касается ближних, подход должен быть прямо противоположным: например, следует избегать почестей — это прекрасное качество, и т.д. И сказали наши мудрецы об отношениях между людьми: “Кто уважаем? Тот, кто уважает людей” (Авот 4, 1). Воздержание — свойство людей высочайшего уровня, но оно должно проявляться только в отношениях человека с самим собой. В том же, что касается пользы и удовольствия ближнего, наш долг — проявлять свойство, противоположное воздержанию, выходить на улицы и площади города, чтобы найти то, что нужно для блага ближнего». Отсюда ясно: на нас лежит обязанность уважать других людей, и не наша забота — думать о том, что, может быть, уважение, которое мы проявим к ним, заставит их возгордиться и т.п.
С уважением, Реувен Куклин
Читайте: Как уважать людей?
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «Гордость /геава/ — это та монета, которую вывел из обращения Великий Царь».
Рав Ашер Кушнир
Как побороть тяжёлую телесную зависимость?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Еврейские священники
Рав Реувен Куклин
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Эльяким Залкинд
Пока Шауль был мал в собственных глазах, он преуспевал перед Всевышним?
Эмуна Браверман
Эта статья адресована женщинам, которые страдают от того, что на социальной лестнице их мужья оказались на более низком уровне, чем они сами. А еще — тем, кто попал в подобную ситуацию, собираясь вступить в брак, и не может принять «верное» решение…
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Краткая биография Аарона, первосвященника и брата Моше Рабейну
Рав Реувен Куклин
И как это наследуется?
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
Глава 2. Детали главных [отрицательных] качеств - гнева, вожделения и гордости
Мирьям Климовская
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина