Темы: Хашмонаим, Благословение коэнов, Война, Коэн, Убийство, Кровь
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныМой племянник резервист, сейчас он принимает участие в войне на юге. У меня возник такой вопрос. Мой племянник — коэн. А ведь известно, что коэн [i], который совершил убийство, лишается права благословлять евреев во время молитвы. А как быть коэну-солдату? N.
[i] Коэн — букв. «священник». Коэны — потомки первосвященника Аарона по отцовской линии, в свое время они служили в Мишкане (Скинии — переносном Храме), а затем — в Иерусалимском Храме. Поскольку коаним призваны быть ближе к Творцу, у них есть ряд обязанностей (заповедей), предписанных только им. И сегодня они благословляют молящихся «Благословением коэнов».
Уважаемый N.,
Большое спасибо, что обратились к нам. Прежде, чем перейти к ответу непосредственно на Ваш вопрос, — небольшое вступление.
Коэн-убийца
Талмуд (Брахот 32 б) говорит, что коэн, который убил человека, не может благословлять евреев во время общественной молитвы. Этот закон выводят из слов пророка Йешаяу (1:15): «И когда вы протянете руки ваши, Я отвращу от вас очи Мои; и сколько бы вы ни молились, Я не слышу; руки ваши полны были крови».
Дело здесь в том, что «обвинитель не может стать защитником», т.е. руки, которые пролили кровь, непригодны для благословления евреев (благословляя молящихся, коэн должен вытянуть руки вперед и сложить пальцы особым образом).
Рамбам[i] (Законы благословения коэнов 15:3) добавляет: даже если убийство было непреднамеренным, коэн всё равно не сможет больше благословлять молящихся.
Тшува (раскаяние) не помогает
Более того, добавляет Рамбам, даже раскаяние здесь не поможет. Если коэн раскаялся в содеянном (совершил тшуву), всё равно он не сможет больше благословлять молящихся. Хотя, как известно, раскаяние очищает человека от греха, который он совершил, в данном случае этого недостаточно.
Иными словами, мы видим, что коэн, убивший человека, не может больше благословлять народ не из-за того, что нарушил запрет убийства, а из-за того, что в результате убийства стал «испорченным» — непригодным к тому, чтобы благословлять, Всевышнему неугодно такое благословение.
Шульхан Арух[ii] (Орах Хаим 128:35) устанавливает закон в соответствии с мнением Рамбама: коэн, который убил человека, не может благословлять присутствующих во время общественной молитвы, даже если он убил непреднамеренно и даже если раскаялся в содеянном.
Рамо[iii] (Орах Хаим 128:35), в свою очередь, устанавливает закон в соответствии с мнением законоучителей, которые считают, что если коэн раскаялся, то может снова благословлять молящихся.
Авария со смертельным исходом
Поэтому, например, в ситуации, когда коэн, не дай Б-г, совершил аварию, в результате, которой погиб человек, решения будут разными: по Шульхан Аруху, он не сможет больше благословлять молящихся. А по Рамо, если он раскаялся в содеянном, снова может благословлять (респонс «Йехавэ Даат»[iv] 17, респонс «Шевет а-Леви»[v] 1:43). Как известно, сефардские общины следуют мнению автора Шульхан Аруха, а ашкеназские — мнению Рамо. Разумеется, если подобный вопрос возникает на практике, необходимо обратиться к компетентному раввину.
Коэн во время войны
Теперь давайте обратимся непосредственно к Вашему вопросу. К сожалению, на протяжении своей многовековой истории евреям не раз приходилось воевать. Есть множество свидетельств, что коаним также принимали участие в военных действиях. Возьмем, например, Хашмонаим (Хасмонеев), которые были коэнами и возглавляли восстание против греко-сирийского владычества.
Во время Первой мировой войны главный раввин Великобритании рав Йосеф-Цви Герц[vi] рассматривал этот вопрос и постановил, что коэн может принимать участие в боевых действиях и, даже если ему придётся убивать, это не лишит его возможности благословлять молящихся.
Рав Мойше Файнштейн[vii] («Игрот Моше», Йорэ Дэа 2:158) объясняет: когда коэна во время войны призывают в армию и он принимает участие в боевых действиях, то даже если он кого-то убивает, это считается вынужденным действием (онэс), поскольку он вынужден подчиняться законам государства. А вынужденное убийство не лишает его права благословлять молящихся (Мишна Брура[viii] 128:128).
Более того, мы видим, что для многих законов военные действия имеют особый статус. Так и в данном случае: убийство во время войны считается частью естественного хода вещей (как бы страшно это ни звучало), поэтому оно не влияет на статус коэна. Только убийство, запрещенное законом, лишает коэна права благословлять молящихся.
Заповеданная война (мильхемет мицва)
Но в нашем случае всё вообще гораздо легче. Шульхан Арух (128:36) говорит, что коэн-моэль[ix], делавший обрезание, при котором, не дай Б-г, непредвиденное осложнение привело к смерти ребенка, не лишается права благословлять. Одна из причин: в тот момент коэн был занят выполнением заповеди (Мишна Брура 128:132).
Сейчас, когда еврейские солдаты воюют, защищая еврейский народ, это заповеданная война. Поэтому, безусловно, коэн, который принимает участие в военных действиях, должен делать всё возможное, чтобы нанести поражение врагу. Так он выполняет великую заповедь. И, по всем мнениям, закон о коэне, который лишается права благословлять евреев, не относится к нашей ситуации никоим образом.
Пусть Всевышний хранит Вашего племянника и других солдат, и пусть они скорее вернутся к своим семьям с победой.
С уважением, Яков Шуб
[i] Раби Моше бар-Маймон (Маймонид, 4895-4965 / 1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.
[ii] Шульхан Арух — самый авторитетный кодекс еврейского Закона (первое издание завершено в 5325 / 1565). Составлен раби Йосефом бар-Эфраимом Каро (Мехабер; Маран; 5248-5335 / 1488-1575; Испания — Португалия — Турция — Эрец-Исраэль), величайшим законоучителем всех поколений.
[iii] Раби Моше бар-Исраэль Исерлис (Рамо; ок. 5290-5332 /ок. 1530-1572, Польша) — один из величайших законоучителей, автор книги «Мапа», ставшей интегральной частью кодекса Шульхан Арух. Раби Моше Исерлис зафиксировал традиции и основные отличия ашкеназской школы законоучителей, и в большинстве случаев конечный практический закон (галаха) для ашкеназских евреев устанавливается именно в соответствии с мнением Рамо.
[iv] Автор — раби Овадья Йосеф (5681-5774 / 1920-2013, Египет — Израиль), великий знаток Торы и лидер сефардского еврейства.
[v] Автор — рав Шмуэль а-Леви Вознер (5673-5775 / 1913-2015, Австрия, Эрец-Исраэль — Израиль) — великий мудрец Торы нашего поколения, известный израильский раввин и галахист.
[vi] Раби Йосеф-Цви Герц (5632-5706 /1872-1946, Венгрия, США, Южная Африка, Англия) — главный раввин Великобритании, исследователь ТАНАХа, автор комментария Сончино.
[vii] Раби Моше бар-Давид Файнштейн (Игрот Моше; 5655-5746 /1895-1986, Белоруссия — США) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения.
[viii] Мишна Брура — галахический кодекс, составленный раби Исраэлем-Меиром бар-Арье-Зэев а-Коэном Каганом (Хафец Хаим; 5598-5693 / 1838-1933, Литва, Польша) — выдающимся законоучителем и праведником, духовным лидером своего поколения.
[ix] Специалист по обрезанию.
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
В основе запрета на убийство лежит известное библейское положение о том, что человек создан по образу и подобию Всевышнего. Поэтому убийство - не что иное, как дерзкий и открытый бунт против Творца.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г благословенный повелел Моше передать Аарону и его сыновьям формулировку благословения коэнов, то есть, точные слова, которыми они будут благословлять общину сыновей Израиля.
Рав Арье Кармель
Заповедь "не убий". Трансплантация органов. Парадокс гуманизма.
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Почему предписано обрезать младенца именно на восьмой день? Тогда же не знали про фибрин!
Рав Бенцион Зильбер
И север, и юг Израиля под огнём... Что говорят раввины, и что нам делать?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Путеводитель по кашруту»
Тора запретила употреблять кровь в пищу. Как не нарушить этот запрет?
Рав Бенцион Зильбер
Что Б-г нам говорит? Почему именно в Субботу праздника Симхат Тора террористы нас атакуют? Связано ли это с тем, что евреи не соблюдают Субботу?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Маккавеи, первая война, Ханукальное чудо.
Рав Реувен Куклин
И как это наследуется?
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Еврейские священники
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону