Темы: Награда и наказание, Грех, Психология, Упование, Смерть, Жизнь, Опасность, Вера, Каин, Заслуги
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныВсе мы скорбим о многочисленных жертвах ужасного нападения. Хотелось бы уточнить один момент, вокруг которого у нас начался спор с гостями. Все погибшие люди и так должны были умереть по какой-либо причине из-за своих грехов? Или возможно, что погибли и невинные люди? N.
Уважаемый N.,
Большое спасибо, что обратились к нам.
Прежде, чем перейти непосредственно к ответу на Ваш вопрос, отметим, что на своем уровне мы не можем говорить, почему произошли те или иные события. Среди нас нет пророков, которые бы раскрыть нам пути Творца. Тем более мы не можем судить о причинах гибели каждого конкретного человека.
Зачастую это даже может привести к неверному понимаю вещей. Например, легче всего успокоить себя тем, что трагедия произошла, скажем, только из-за нарушения субботы. Из чего следует прямой вывод, что проблемы у тех, кто субботу не соблюдает, а мы — в порядке, мы ни в чем не виноваты и можем продолжать «спать спокойно».
Но как же по этой логике объяснить гибель людей, соблюдающих субботу?
Безусловно, нарушение субботы, тем более массовое — это страшно. Ведь суббота — источник нашего благословения. Более того, всегда, когда на еврейский народ обрушиваются различные бедствия, раввины рекомендуют усердно изучать законы субботы и принимать субботу на несколько минут раньше.
Суббота является прообразом Грядущего мира, который полностью совершенен. Принимая ее раньше обычного, мы приводим это совершенство и в наш мир.
От наших учителей мы получили традицию: когда происходит трагедия, нужно размышлять и проверять не почему она произошла, а чему она должна нас научить.
Задача каждого человека в данный момент — подумать и постараться понять: что требуется от меня лично в данной ситуации, как это касается меня. А если свалить всё на то, что «жертвы виноваты, а меня это никак не касается», то получится, что именно свой урок мы не выучили и, не дай Б-г, Всевышнему придется преподать нам «повторный урок».
Теперь о Вашем вопросе. На самом деле эта тема очень обширная, ее невозможно полностью осветить в рамках одно ответа, но давайте попробуем хотя бы составить себе общее представление.
В главе Берешит сказано об убийстве Эвеля Каином (Берешит 4:8): «И сказал Каин Эвелю, брату своему… И когда они были в поле, восстал Каин на Эвеля, брата своего, и убил его».
В Торе ничего не говорится о прегрешениях и проступках Эвеля, поэтому возникает очевидный вопрос: за что же он всё-таки был убит?
В каббалистической книге «Эц Хаим»[i] и в мидрашах сказано, что у каждого создания есть своя особая задача в этом мире. Так, Каин — прототип убийц в этом мире. А Эвель — прототип жертв в этом мире.
В книге «Эц Йосеф»[ii], комментарии к мидрашу Берешит Рабба, сказано, что Эвель был убит не потому, что заслужил смерть за свои грехи. Т.е., иными словами, он был невинной жертвой. Далее он добавляет, что Эвель был убит именно в начале Творения, когда людей еще было немного, чтобы люди не роптали на пути Б-жественного провидения из-за гибели невинных.
Тем не менее, вопрос остается открытым: во-первых, как может быть такое, что невинный человек умирает? А во-вторых, поскольку история Каина и Эвеля записана в Торе и мы из поколения в поколение читаем ее, проблема с ропотом из-за гибели невинных остается нерешенной.
Талмуд (Шабат 55 б) рассматривает вопрос о том, может ли невинный умереть. Там приводятся примеры людей, погибших без вины. Поэтому Талмуд делает вывод, что такое возможно. Причина смерти невинных людей в том, что после греха Первого человека, Адама, смерть пришла в этот мир.
Люди, умершие без вины, которых перечисляет Талмуд, это: сын Яакова Биньямин, отец Моше Амрам, отец Давида Ишай, сын Давида Килав. Почему же в этом списке мы не видим Эвеля, который тоже, как было сказано выше, погиб без вины?
Всевышний управляет этим миром с помощью различных путей. Есть путь, который называется «награда и наказание». Если человек грешит в этом мире, то в конечном счете это может привести к его смерти — в порядке наказания. Если человек ведет праведный образ жизни, то когда придет его время, он умрет в результате греха Первого человека, Адама, греха, приведшего смерть в этот мир.
Но есть и другой путь руководства миром (Рамбан[iii] в комментарии к книге Йова 36:7 называет его «предоставить случаю»). Так бывает, когда человек попадает в опасные места, ситуации и т.п., в этих случаях аспект Суда имеет особую силу. В этот момент на Небесах судят этого человека и проверяют его заслуги и прегрешения.
И если в данный момент у него не будет достаточно заслуг, он не получит защиты Сверху, чтобы спастись в той ситуации. Т.е., даже если согласно пути «награды и наказания» человеку не полагается в данный момент смерть, он может погибнуть «безвременно», если попадет в опасную ситуацию и Б-жественный суд не найдет у него достаточно заслуг, которые могут защитить его.
Более того, Талмуд (Бава Кама 60а) говорит, что когда бедствие приходит в мир, то зачастую в первую очередь «цена» взимается с праведников.
На основании сказанного мы можем объяснить и смерть Эвеля. Согласно пути «награды и наказания», ему действительно не полагалась смерть. Но нападение Каина создало опасную ситуацию для Эвеля, а у него не было достаточно заслуг, чтобы получить защиту Свыше. Некоторые комментаторы полагают, что недостаточность заслуг Эвеля связана с тем, что он принес жертву Всевышнему не самостоятельно, а только — увидев, что так поступил Каин.
Таким образом, мы можем вывести для себя урок: чтобы получить защиту в опасной ситуации, необходимо, чтобы у человека было достаточно заслуг. Поэтому сейчас, когда весь еврейский народ подвергается угрозе, — самое подходящее время для того, чтобы увеличивать число наших заслуг.
О том, что рекомендуется делать на практическом уровне, мы уже говорили раньше.
Но есть еще один «метод», который повышает шанс спастись во время опасности. Рамбан (к Йов 36:7) и рав Хаим из Воложина (Нэфеш а-Хаим[iv] 3:12) говорят: если в момент опасности человек уповает только на Всевышнего, верит и понимает сердцем и разумом, что Он — Единственный, Кто руководит этим миром, и нет никого кроме Творца, то никакие дурные силы не смогут повредить ему. Именно в тот момент, когда он проникнут этим сознанием и уповает только на Творца, он может спастись, даже если в этот самый миг он находится в опасной ситуации и у него нет достаточно заслуг, чтобы спастись.
Наша молитва — Всевышнему, чтобы Он оберегал и хранил наш народ в это тяжелое время.
С уважением, Яков Шуб
[i] Раби Хаим бар-Йосеф Виталь (5303-5380 / 1543-1620, Цфат — Египет — Иерусалим — Дамаск) — один из величайших каббалистов всех поколений, ученик Рамака и Аризаля. В книгах «Эц Хаим», «При Эц Хаим» и других изложил тайны Торы, переданные ему Аризалем.
[ii] Раби Ханох-Зундель бар-Йосеф из Белостока (Эц Йосеф; умер в 5627 / 1867) — выдающийся комментатор талмудических мидрашей.
[iii] Раби Моше бар-Нахман, Рамбан (4954-5030/1194-1270, Испания — Эрец-Исраэль) — величайший законоучитель, комментатор Танаха и Талмуда, каббалист.
[iv] Книга «Нэфеш а-Хаим» написана раби Хаимом бар-Ицхаком из Воложина (5509-5581 / 1749-1821), ближайшим учеником Виленского Гаона, основателем Воложинской ешивы — «матери всех литовских ешив». Книга посвящена каббалистическому учению Виленского Гаона и раскрывает взаимодействие человека и мира в глобальном масштабе: исполняя заповеди, волю Творца, человек становится как бы соучастником процесса Творения, добавляя силы Небесам, и, напротив, нарушая заповеди, он провоцирует развитие процессов, разрушительных для Вселенной.
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Когда можно, а когда нельзя полагаться на чудо
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
В основе запрета на убийство лежит известное библейское положение о том, что человек создан по образу и подобию Всевышнего. Поэтому убийство - не что иное, как дерзкий и открытый бунт против Творца.
Рав Мендель Агранович
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Моше Пантелят
Если вера — это чувство, можно ли приказать чувству? Разве можно человеку приказать любить?
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Реувен Куклин
Психологи утверждают; что в жизни необходимо делать только то, что приносит удовольствие…
Рав Реувен Куклин
Рав Овадья Климовский
До изгнания из Ган-Эден или после?
Рав Моше Гекрайтер
Найдите хоть что-нибудь в Талмуде — как это исправить!!!
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону