Темы: Предназначение, Смысл жизни, Деньги, Свобода, Заработок, Парнаса, Работа, Египетское рабство
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день! «Если вы работаете, но ваша зарплата покрывает только покупку еды, одежды и оплату ЖКХ, — то стоимость вашего труда равна стоимости труда раба». Верно ли это рассуждение? N.
Здравствуйте, N.!
Приведенное Вами рассуждение чисто математически может оказаться верным. Мол, раб трудится, при этом формально ничего не зарабатывая, но по факту имея необходимый для жизни минимум: еду, одежду и жилье — то, что ему предоставляет господин. Поэтому, если Вы работаете, формально зарабатывая, но по факту тоже имея только прожиточный минимум, то получается, что Вы по факту зарабатываете не больше, чем раб.
Но утверждение подразумевает: значит, по факту Вы и есть раб! Ибо чем Ваше существование отличается от рабского? В результате своего труда Вы имеете то же, что и раб, — не больше.
Далее, соответственно, подразумевается: для обретения «свободы» надо зарабатывать больше, чтобы можно было себе позволить и другие блага жизни. Только тогда сможете сказать, что Ваше существование по факту не рабское.
И здесь придется поспорить. Т.к., согласно Традиции, определение «рабства» и «свободы» совсем другое.
Если обратиться к Торе, то, разумеется, самый главный пример рабства — наша жизнь в Египте. И, соответственно, обретение свободы — Исход оттуда.
Евреи в Египте, будучи рабами, имели только минимальные еду, одежду и жилье, а когда освободились, стали иметь больше?
Нет, в Торе можно найти целый ряд свидетельств, что на самом деле это далеко не всегда было так.
Например, Б-г сообщает Моше, что тот может вернуться из Мидьяна в Египет, «ибо умерли все люди, искавшие души твоей» (Шмот 4:19). Раши[i] объясняет: имеются в виду его вечные оппоненты Датан и Авирам. Они были живы, но потеряли имущество, а бедняк подобен мертвому (надо полагать, бессилием).
То есть изначально у них было свое имущество, а с ним и влияние. Но при этом они были рабами — ведь только колено Леви, к которому принадлежал Моше, не было порабощено, а они принадлежали к колену Реувена, которое вместе с остальными коленами порабощено было. Но, как видим, владели имуществом, которое давало им влияние, — то есть и них было явно больше, чем минимум еды и одежды.
Это — с одной стороны. С другой — в пустыне евреи начинают жаловаться на ман (манну) и вспоминать, какая вкусная еда была в Египте, а теперь ее так не хватает! То есть у рабов было по факту больше еды — или хотя бы пищевого разнообразия, — чем у свободных людей. Последним было из-за чего завидовать первым.
Более того. Почему вообще Исход определяется как «освобождение»? Ведь хотя, с одной стороны, мы перестали служить фараону, с другой, мы стали служить Б-гу. Мы по-прежнему не можем делать всё, что хотим, а обязаны делать то, что повелевает Он.
Получается, мы всего лишь сменили одно рабство на другое, только более гуманное. Пришел более могучий и гуманный Господин и забрал нас Себе у другого господина, менее могучего и гуманного. Что ж, на этот раз повезло с Господином. Но свобода — где же она?
Ответ представляется таким. Рабство — это когда человека заставляют заниматься не своим делом, тем, что не поможет ему развить свой потенциал и самореализоваться, ограничит его. Это — когда еврея заставляют класть кирпичи на стройках, когда мужчин заставляют заниматься женским делом, а женщин — мужским.
А свобода — это когда человек может заниматься своим делом, в котором у него неограниченные возможности развить заложенный в нем потенциал, расправить крылья. Даже если его заставляют это делать и так он кому-то служит. Это — когда прирожденный солдат, сильный и мужественный, исполняя приказ, служит Родине и добивается тех побед, на которые способен. Это — когда еврей служит Б-гу, изучая Тору, интеллектуальым анализом, развивает духовность и совершает предписанные Б-гом действия. В этом он способен достичь небывалых высот, поэтому возможность отправиться в этот полет называется свободой. Хотя его и обязал это сделать Б-г, Которому он служит.
А в таком случае понятно, что от материальной обеспеченности это мало зависит. То есть может зависеть, если финансовая ситуация такова, что человек должен ради заработка заниматься делом, не являющимся его призванием и никак его не развивающим. Вот уж когда действительно формально человек не раб, но на практике — раб.
Но даже если с финансами всё в порядке и человек может себе позволить гораздо больше, чем минимум еды, одежды и жилья, всё равно его существование вполне может быть рабским, если по факту он скован в своих действиях и не может заниматься тем, что даст ему реализацию и смысл жизни. Если он заработал миллионы в бизнесе, но по призванию он поэт или музыкант, а у него в силу занятости и всех обязанностей нет времени на творчество, то он раб! Человек, который едва обеспечивает себе прожиточный минимум, но находит время заниматься тем, в чем видит свое призвание, — свободнее этого бизнесмена.
Конечно, мы не говорим, что не стоит зарабатывать: наличие средств может способствовать обретению свободы именно как избавление от необходимости зарабатывать, занимаясь не своим делом. Но главное, о чем следует помнить: именно занятие по-настоящему своим делом и реализация дают реальную свободу. И если все на свете материальные блага есть, а возможности заниматься «своим» нет, то человек — раб.
Пожелаем же всем нам истинной свободы!
С уважением, Меир Мучник
[i] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 / 1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Натан Агрес
Рав Ашер Кушнир
Рав Овадья Климовский
Какие годы правильные?
Рав Реувен Куклин
Кто богат?
Рав Яков Гельфман
Ведь о них сказано еще Аврааму в Берешит, когда за евреями никаких грехов не числилось?
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Пантелят
Kакова цель всего этого?
Рав Ефим Свирский
В Израиле весна. Небо без облаков, теплая погода, кружево цветущих деревьев… В это чудесное время приходит к нам Песах , праздник свободы.
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Мирьям Климовская
Рав Зеев Гершензон
Чем ремесло лучше коммерции?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону