Темы: Запреты, Мудрость, Шломо, Грех, Философия, Заповеди, Мишлей, Медицина, Праведники, Цари Израиля
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. Я стараюсь учиться на примере царя Шломо, особенно из его произведения «Мишлей» (Притчи Соломоновы). Но меня смущает, что несмотря на всю его мудрость он сам совершил ошибки, которые привели к его падению.
Как я могу извлечь уроки из его учения, зная, что даже он не смог полностью следовать своим собственным наставлениям? Как его мудрость может быть мне полезной, если она не смогла защитить его самого? N.
Уважаемый N., здравствуйте.
Благодарю Вас за сложный и интересный вопрос, на который очень тяжело ответить кратко.
Предлагаю разделить ответ на несколько частей, которые в результате составят единое целое.
1. Ошибки Шломо
Царь Шломо, сын царя Давида, был помазан на царство пророком Цадоком в возрасте двенадцати лет (Млахим I 1:37-38, Седер Олам Рабба), несмотря на то, что уже его отец был помазанником: если начиналась борьба за власть и было несколько претендентов на престол, то сына царя помазывали для укрепления власти.
72-ая глава Тэилим — молитва, которую, по мнениям разных комментаторов, произнес сам Давид или мудрец, приближенный к нему, или сам Шломо. Суть ее — просьба, чтобы Творец даровал Шломо мудрость и страх перед Небесами, благодаря которым он установит закон и правосудие повсеместно, что будет признано и другими народами.
Сохранение союза с Творцом, исполнение Его заповедей — условие сохранения власти потомков Давида, их нахождения на престоле. И в течение долгого времени Шломо являл собой образец праведного царя. И стал даже прототипом героя средневековой европейской легенды о Presbyter Ioannes (Пресвитере Иоанне), что, собственно, неудивительно, если учесть общепринятую «настроенность» на персонажей древней еврейской истории.
Благодаря своей мудрости царь Шломо не только построил Иерусалимский Храм, но и активно развивал международные отношения, заключал военные и торговые союзы с государствами региона — и ради укрепления оных брал в жены дочерей иностранных правителей.
Танах и мудрецы критикуют его за это, так один из запретов, которые нельзя преступать еврейскому царю, это запрет «обзаводиться множеством жен» (Дварим 17:17). А у Шломо было семьсот жен и триста наложниц. Когда царь Шломо был уже в преклонном возрасте, эти жены побудили его построить жертвенники идолам. Мудрецы поясняют, что строили их всё же жены, а не сам царь, но так как он не противился этому, вина лежит и на нем (см. напр. Млахим I 11:3, Санхедрин 21 б).
2. Люди, которые совершали аморальные поступки, но сыграли важную роль в истории
На протяжении всей истории существовали люди, которые вносили существенный вклад в продвижение человечества, развитие его мышления, однако не отличались высокой моралью.
Многие открытия в области медицины были совершены в свое время «благодаря» зверским экспериментам над людьми. Такими были, например, эксперименты японских военных до и во время второй мировой войны.
Кроме того, мировоззрение выдающихся мыслителей не всегда «системно» или последовательно. Карамзин всей душой желал республики — в отдаленном будущем, но поддерживал абсолютную монархию и «алкал пушечного грома» для декабристов. Хайдеггер, чья философия максимально продвигала свободу человеческого личностного существования, разделял идеи нацизма, поддерживал гитлеровский режим и отрекся от своего учителя-еврея, знаменитого философа Гуссерля.
Ведь и в Танахе упоминаются «мудрецы в Эдоме и разум на горе Эйсава» (Овадья 1:8). Об этом говорят и наши мудрецы в мидраше (Эйха Рабба 2:13): «Если скажет тебе человек: “Есть мудрость у народов”, — верь (этому)». И речь здесь идет не о доктринах, ошибочных по отношению к истине, но непротиворечивых внутренне, а о единственно верном знании, таком, например, как законы алгебры и геометрии. Конечно, это знание не зависит от «морального облика» ученых.
И, в любом случае, еврейская Традиция не стремится представить наших праведников абсолютно безгрешными. Ошибались Авраам, Ицхак и Яаков. Ошибался сам Моше, а его внук ради пропитания пошел служить идолу (идол в доме Михи, см. Шофтим 17:7-13 и комментарии). Танах и мудрецы систематически указывают на ошибки великих людей, и никто никогда не может быть уверен, что не согрешит (как сказано в Авот 2:4: «не верь в себя до дня смерти твоей»).
3. Мишлей
В книге Мишлей приводятся изречения царя Шломо, Агура бен-Яке (существует мнение, что и эти стихи принадлежат Шломо), Лемуэля и безымянных мудрецов. Даже если бы она была просто сборником мудрых афоризмов, всё равно следовало было бы к ним прислушаться, несмотря на «неоднозначность» автора.
Но это не просто сборник афоризмов, здесь есть еще одно измерение, и оно — главное. В принципе, сославшись на это измерение, можно было бы закрыть вопрос. Но это не продвинуло бы нас в понимании вопроса.
Мишлей — часть раздела Ктувим — Писаний, т.е. часть Танаха — корпуса священных текстов, которые были даны людям путем Б-жественного Откровения разных уровней. Следовательно, и сказанное в этой книге не рассматривается просто как жизненные наблюдения и выводы мудрых людей. Всё сказанное в ней — сказано пророком по желанию Творца.
Был ли царь Шломо пророком?
В Талмуде (Сота 48 б) обсуждаются слова Мишны: «Когда закончилось (время) первых пророков, упразднились Урим вэ-Тумим» (Сота 9:12). Гемара задает вопрос: кто такие первые пророки? Отвечает рав Уна: это Давид, Шмуэль и Шломо, и после их смерти Урим вэ-Тумим больше не использовались. В трактате Нида (3 б) слова царя Шломо приводятся вместе со словами другим пророков, т.к. он является одним из них.
Из сказанного следует: так как то, что написал царь Шломо, является мудростью Творца, то «подмоченный» авторитет царя не может бросить тень на эту Мудрость. Более того, отсутствие в иудаизме догмата непогрешимости, даже когда речь идет о самом праведном человеке, даже о таком, как Моше, изменяет и сам подход к вопросу. Поэтому так важно смотреть в некоторых случаях только на сказанное, абстрагируясь от сказавшего.
С уважением, Леви-Ицхак Риц
Седер Олам Рабба (Большая хроника мира) — древнейшее сочинение исторического характера. В нем приведена хронология событий от Сотворения мира до правления римских императоров. Эта летопись цитируется в Мишне и Талмуде. Есть мнение, что ее составил танай (мудрец Мишны) — раби Йосей бен-Халафта. Редактура осуществлена амораем (мудрецом Талмуда) — раби Йохананом.
Примечание автора: конечно, существуют мидраши, которые говорят, что на престоле царя Шломо некоторое время заменял царь демонов. Не цитирую их здесь, т.к. мидраши не несут историческую информацию, а преподают нам некие моральные уроки (см. Маарац Хают, комментарий к Нида 31 б). Что в данном случае может соответствовать высказыванию мудрецов: человек грешит лишь когда в нем просыпается (входит) руах штут — дух-дуновение глупости, отклонения от обычного жизненного порядка (Сота 3а).
Рав Уна (годы жизни приблизительно 3976-4057 / 216-297)— вавилонский аморай (мудрец Талмуда) второго поколения и глава йешивы в Суре.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.
Рав Реувен Куклин
…и его последствия?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Глава последовательно повествует о судьях, царе, духовенстве, колдунах, пророках, нескольких уголовных и гражданских законах и в конце — о войне
Профессор Даниэль Михельсон
Царь Соломон знал не только значение числа π с высокой точностью, но и был в состоянии рассчитать объём тела вращения с шестью знаками. Но на самом деле речь идет не о человеческой мудрости, а о Б-жественной.
Рав Шалом Каплан
Творец всегда забирает из мира то, от чего человечество отказывается...
Рав Яков Шуб
А зачем вообще нужны врачи? Ведь и болезнь, и исцеление приходит от Б-га
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Реувен Пятигорский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону