Темы: Воспитание детей, Ципора Харитан, Дети, Плохое поведение, Дисциплина
Шалом, квод а-рабанит. Спасибо вам большое за ваши чудесные советы по воспитанию. У меня есть вопрос, как следует реагировать на детский деспотизм? Мой сын сейчас переживает кризис 3 лет. Недавно у меня родилась дочь. Сын очень хорошо принял ее, совсем не ревнует и помогает с ней. В основном, он не доволен, когда я уделяю внимание отцу и посторонним. Когда папа приходит домой, в принципе спокойный, насколько может быть спокойным малыш в его возрасте, начинает озорничать. Выбрасывает игрушки и отцовские вещи в окно, специально визжит, мешая просто перекинуться парой слов, не то что поговорить. За столом в шаббат не дает нам сказать диврей Тора, намеренно заглушает визгом. Как следует на это реагировать? Не обращать внимания? Изменится ли бе-эзрат Ашем ситуация, когда он пойдет в садик? Спасибо. Э.
Уважаемая Э.,
Случай, который Вы описываете, когда ребенок пытается занять место родителей и требовать себе все внимание, — далеко не первый. В нееврейском мире психологи утверждают, что мальчики в возрасте Вашего сына испытывают сильную ревность к отцу и хотят быть «единственными мужчинами» у своей мамы.
В здоровой и нормальной семье должно быть очень четкое разграничение отношений родителей между собой и их отношений с детьми. Можно это представить как многоэтажный дом, где родители живут на верхнем этаже, а дети — этажом ниже. Так вот, когда дети хотят подняться не на свой этаж, то ради их психологического здоровья их туда просто нельзя пускать. Дети, которые выигрывают в боях за внимание мамы, психологически проигрывают уверенность в нормальном строении семьи, иногда на долгие годы, а иногда это, не дай Б-г, отражается на их собственном браке.
Я говорю об этом так подробно, потому что знаю многие семьи, где дети селятся в родительской спальне, не дают пять минут родителям посидеть и поговорить спокойно и т.д. А мамы подчиняются террору ребенка и объясняют мужу, что нельзя же травмировать малыша. Так что прекрасно, что Вы не хотите мириться с этим детским деспотизмом.
Когда ребенок начинает вести себя невыносимо, бросаться отцовскими вещами и делать назло, его следует предупредить: если он сейчас же не соберет вещи, он будет наказан. Например, Вы заберете и спрячете какие-нибудь его любимые игрушки, не дадите ему чего-нибудь вкусного, не расскажете историю перед сном и т.д. Это надо будет сделать, даже если ребенок будет очень громко кричать и плакать.
Если он мешает за субботним столом, то если вы можете оставаться абсолютно безразличными к его провокациям и проводить трапезу дальше, как будто ничего не происходит, то это, безусловно, эффективная мера воздействия. Но если при этом вы сердитесь и раздражаетесь, то ребенок видит, что его поведение действенно. И в этом случае не стоит молчать, а следует предупредить ребенка: вы будете вынуждены выставить его из-за стола и отправить в его комнату, пока он не успокоится. Если же он будет выскакивать из комнаты, то вам придется запереть его в ванной или в его комнате, пока он не прекратит. Несколько раз повторенное таким образом изгнание должно убедить ребёнка, что от такого поведения он больше теряет, чем выигрывает.
Но самое главное во всей этой ситуации — не становиться на уровень ребенка, не кричать на него и не раздражаться, а оставаться абсолютно спокойными, так как вы знаете, что поведение малыша нормально для его возраста и вы как родители хотите его правильно воспитать.
Желаю терпения, удачи и много радости от малыша, Ципора Харитан
Файвел Портной
Письмо — обзор идишкайт Германии.
Журнал «Мир Торы»
Печальное предсказание раби Ор Самеаха сбылось. Начиная с ночи 27 октября 1938 года, которая стала печально известна во всем мире как Хрустальная ночь или «Ночь разбитых стаканов», нацисты насильно депортировали из Германии 10 тысяч польских евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Арье (Лев) Кацин
Редакция Толдот
Рав Овадья Климовский
Зачем перечисляются имена сыновей Амана? Почему так важно, что они были повешены?
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Рав Мендель Агранович
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Прошло время, и ученики гаонов, сохранивших Тору в тяжелые времена, а затем ученики их учеников спасли общину Германии от полного духовного краха
Рав Давид-Йеуда Вертлиб
Хочется же праздновать, а не голодать...
Редакция Толдот
Раби Меир Симха из Двинска Ор Самеах
Рабби Симха Меир Коэн из Двинска о цикличности еврейской истории, «прогрессе», гордыне и регрессе