Темы: Богатство, Деньги, Хафец Хаим, Десятина, Маасер
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныВопрос об отделении маасера (десятины). Я одновременно веду несколько отдельных проектов, которые не связаны друг с другом. Иногда бывает, что один проект приносит прибыль, а другой убыток. Как правильно подсчитывать маасер — от общей прибыли или от каждого проекта отдельно? Бени
Уважаемый Бени,
Большое спасибо, что обратились к нам.
Очень важно, что Вы стараетесь правильно отделять маасер, ведь, как известно, в конечном итоге это благоприятно сказывается на доходах.
Существуют разные мнения о том, как отделять маасер, когда человек ведет несколько проектов или развивает несколько бизнесов.
— Доход от каждого проекта или бизнеса подсчитывается отдельно. Поэтому если один проект принес доход, то от него необходимо отделить маасер вне зависимости от того, что другой проект, например, принес убыток (Швут Яаков[i] 2:86).
В данном случае маасер уподобляется десятине от урожая. Маасер от урожая отделяется от каждого вида отдельно. И если, например, у одного хозяина виноградник принес хороший доход, а пшеничное поле было затоплено и вместо урожая принесло убытки, необходимо всё же отделить маасер от дохода со всего винограда.
— Человек обязан отделять маасер ежегодно. Поэтому в конце года он подсчитывает все доходы и расходы за этот год и отделяет маасер от конечной суммы (респонс Нода би-Йеуда[ii] 2:198). Однако доходы и убытки разных лет не подсчитываются вместе. Поэтому если первый год был убыточный, а второй принес доход, то маасер отделяется от всего дохода второго года, а убыток первого года не учитывается.
Например. Если один проект принес доход 5000$, а другой проект принес убыток 1000$, то, согласно первому мнению, маасер нужно будет отделить от 5000$ долларов и он составит 500$ долларов. А согласно второму мнению, маасер нужно будет отделить от общего дохода от обоих проектов. В данном случае общий доход:5000$-1000$=4000$. Соответственно, маасер составит 400$ долларов.
Современные галахические авторитеты разрешают полагаться на второе — «облегчающее» — мнение и вести общий подсчет доходов со всех проектов.
Но даже по этому «облегчающему» мнению, если человек уже отделил маасер от какой-то прибыли, то теперь он не сможет учитывать эту прибыль в общем подсчете прибылей и убытков, поскольку с того момента, как он отделил маасер, его невозможно «вернуть обратно». Общий подсчет дохода с нескольких проектов разрешено делать только до того, как от него отделили маасер.
Обратимся снова к нашему примеру с двумя проектами. Если первый проект принес 5000$ прибыли и от нее сразу отделили маасер 500$, то мы не говорим, что от следующей прибыли нужно будет отделить на 100$ меньше, поскольку второй проект принес 1000$ убытка. Не говорим, что общая сумма маасера должна быть 400$, а не 500$.
Обычно мы ежемесячно отделяем определенную сумму в качестве маасера и поэтому в конце года не можем сделать общий подсчет всех доходов и расходов — ведь часть маасера уже была отделена в течение года.
Чтобы решить эту проблему, Хофец Хаим[iii] (Ахават Хесед 2, 18:2[5]) предлагает следующий путь. Прежде, чем принять на себя обязанность отделять маасер, человек должен сказать, что он будет отделять маасер с условием, что позже, в конце года, он сможет сделать окончательный подсчет всех доходов и расходов. Это условие помогает также переносить остаток на следующий год.
И вновь обратимся к нашему примеру с двумя проектами. Человек принял решение отделять маасер с условием, которое предлагает Хофец Хаим, и от прибыли, которую принес первый проект (5000$), сразу отделил 500$. А в конце года при общем подсчете прибыли увидел, что второй проект принес 1000$ убытка, а значит, общая сумма маасера должна быть 400$, а не 500$. Благодаря «условию Хофец Хаима» в следующем году этому человеку разрешено будет отделить на 100$ меньше, поскольку эти деньги уже были отданы на маасер.
В любом случае Хофец Хаим советует: когда человек принимает решение отделять маасер, ему следует сказать, что он делает это бли недер (без обязательств), чтобы, если он в какой-то момент не сможет отделять маасер или допустит какие-то ошибки при подсчёте, это не явилось нарушением обязательства.
С уважением, Яков Шуб
[i] Раби Яаков бен-Йосеф Райшер-Бакофен (5421-5493 / 1661-1733, Австрия) — судья, законоучитель, автор комментариев, среди которых «Июн Яаков», «Швут Яаков», «Хок Яаков».
[ii] Раби Йехезкель Ландо (Нода би-Йеуда; 5473-5553 /1713-1793, Польша — Богемия) — выдающийся законоучитель, один из духовных вождей евреев Европы.
[iii] Раби Исраэль-Меир бар-Арье-Зеев а-Коэн Каган (Хафец Хаим; 5598-5693 / 1838-1933, Литва, Украина, Польша) — выдающийся законоучитель и праведник, духовный лидер своего поколения.
Рав Реувен Куклин
Кто богат?
Рав Реувен Пятигорский
Рав Бенцион Зильбер
Рав Лейб-Нахман Злотник
Почему Хофец Хаим бежал за доносчиком несколько километров?
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Хафец Хаим
Рав Ашер Кушнир
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
За то, что праведный Дама бен Нетина отказался извлечь прибыль из совершенного им доброго дела, в ту же ночь на Небесах было решено воздать ему другой наградой. По материалам газеты «Истоки»
Рав Шломо Гольдман
Рав Бенцион Зильбер
Правда, что во времена Храма было три десятины?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Подробный комментарий на раздел «Орах Хаим» Шульхан-Аруха
Рав Зеев Гершензон
Чем ремесло лучше коммерции?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону