Темы: Гомосексуализм, Запреты, Египет, Заповеди, Интимные отношения, Секс, Установление границ
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЯ студент университета, считаю себя нормальным парнем, есть друзья, меня уважают. Стал немного почитывать Тору, и у меня появилось ощущение, что то поведение, которое принято сегодня в обществе между парнями и девушками, да и не только (я полагаю, вы понимаете, о чем я говорю), то, что казалось мне раньше нормальным и легитимным, поскольку все так поступают вокруг, на самом деле вызывает много вопросов. Так как же найти правильный эталон? Алекс
Уважаемый Алекс,
Большое спасибо, что обратились к нам.
Ваше замечание о состоянии современного общества очень верно. Но давайте попробуем разобрать всё по порядку.
Не секрет, что основы морального кодекса современной цивилизации находятся в Торе. Но, хотя в теории человечество всё еще якобы признает легитимность морального поведения, на практике многое выглядит иначе.
Моральная распущенность и супружеская неверность стали частью повседневного образа жизни не только среди звезд шоу-бизнеса, но и среди немалого (и растущего) числа обычных людей.
Такое положение приводит к вполне легитимному вопросу: а кто сказал, что моральное поведение — это норма, может быть, норма — это наоборот?
Возможно, вообще всё наше представление о морали устарело и нуждается в обновлении. Поскольку многое из того, что ранее осуждалось как аморальное, сегодня широко практикуется, видимо, это больше не следует считать неправильным и предосудительным?
Чтобы ответить на этот вопрос, следует проанализировать два понятия: «среднее» и «нормальное».
В современную эпоху, когда тон задается массовой культурой, существует тенденция отождествлять нормальное со средним и верить: то, что делает большинство людей, является правильным. Обычный человек знает по опыту, как «быть нормальным». Делать то, что делает большинство людей, — это нормально. Поступать иначе — нет.
В этом и заключается одна из самых фундаментальных ошибок современного мировоззрения.
На самом деле среднее — это текущее положение вещей, а нормальное — это идеал. Только в идеальном мире среднее является нормальным. В реальной жизни средний показатель обычно намного ниже нормы…
Теперь давайте попробуем обратиться к этимологии слова «нормальный». Оно образовано от латинского norma, что означает: «правило» или «утвержденный стандарт», «закон». Так что «нормальный» означает: «соответствующий стандарту», «соответствующий закону». «Среднее» — это не закон, а статистика.
Отсюда следует, что именно нормальное, а не среднее желательно и это то, к чему надо стремиться. Если среднее объявить нормальным, всякая гениальность должна быть изгнана, а стремление к совершенству отброшено. Всё искусство должно быть сведено к комиксам, вся музыка должна определяться подборкой хит-парадов, а вся литература ограничиваться «бестселлерами».
Путаница в этих двух терминах — «средний» и «нормальный» — наиболее опасна в сфере морали. Не секрет, что многие виды поведения, практикуемые сегодня, не имеют ничего общего с принципами морали. Современные мыслители высказывают следующую идею: решение этой проблемы — реформировать принципы морали, сделать их более современными и подогнать под принятые в нынешнем обществе формы поведения.
На самом деле Тора напрямую говорит об этой проблеме. Всевышний повелевает еврейскому народу (Ваикра 18:3): «По обычаям земли Египетской, в которой вы жили, не поступайте, и по обычаям земли Кнаанской, в которую Я веду вас, не поступайте, и по уставам их не ходите».
Интересно, что Раши[i] утверждает: люди тех местностей в Египте и Кнаане, где жили евреи, были самыми испорченными в моральном плане, в других местностях этих двух стран положение было не таким тяжелым.
Поселив евреев в самых неблагополучных с моральной точки зрения местах, Всевышний желал преподнести им наглядный урок того, к чему может привести сведение нормального к среднему. Как мы упоминали, среднее — это то, что практикуется большинством людей. Тора, как бы обращается к нам: «Если хотите увидеть, каким низким, уродливым, унизительным может стать среднее, оглянитесь и понаблюдайте, как ведут свою жизнь египтяне и кнаанеи — ваши ближайшие соседи».
Получается, что даже если какое-то неподобающее поведение практикуется всеми в данном обществе и, более того, даже если оно возведено в рамки закона, нам предписано придерживаться норм, регламентированных Торой, как сказано: «По обычаям (их)… не поступайте… и по уставам их не ходите».
Получается, что законы Торы — единственный эталон нормального поведения, который неподвластен времени и общественному влиянию. Поэтому в следующем стихе Тора обязывает нас (Ваикра 18:4): «Мои законы исполняйте и Мои уставы соблюдайте, чтобы следовать им; Я Господь, Б-г ваш»
Только Тора может описать нам образ нормального еврея. «Средний» еврей может сегодня не накладывать тфилин; «нормальный» — не может. «Средний» еврей может плохо отзываться о другом человеке; «нормальный» — не может. Быть «нормальным» евреем — значит, соблюдать кашрут, субботу, чистоту семейной жизни — словом, всю Тору.
Законы Б-га — это наша «норма». А соблюдение Торы — это «нормально» вне зависимости от того, соблюдают люди вокруг нас или нет.
Наш сайт как раз и предназначен для того, чтобы помочь не потеряться в этом тревожном мире и оставаться по возможности «нормальным» человеком.
С уважением, Яков Шуб
[i] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 / 1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.
Рав Бенцион Зильбер
Почему религиозные против «Парада гордости»?
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Бенцион Зильбер
Результаты исследований показывают, что гомосексуализм является результатом генетической погрешности, то есть по сути своей болезнью. Или же это благоприобретенная дурная привычка?
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.
Рав Ашер Кушнир
Есть две крайности, которые характерны для людей, недавно пришедших к иудаизму. Одни не избавились от своего прошлого, достаточно разгульного. Другие огульно считают супружеские отношения чем-то изначально непристойным. В действительности же жизнь супругов, включая телесные ее аспекты, наполнена святостью.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»
Отношения между полами предписаны Торой. Но злоупотреблять ими, подчиняясь каждому сексуальному импульсу, не нужно. Самоконтроль в этой сфере должен быть повседневным.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Ципора Харитан
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Арье (Лев) Кацин
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону