Темы: Ашкеназы, Запреты, Песах, Сефарды, Обычаи
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныПредлагаем вашему вниманию блиц-ответы на 10 самых популярных вопросов наших читателей о китнийот.
1. Что такое китнийот?
2. Каков статус запрета китнийот в Песах?
3. Какие виды пищи являются китнийот?
4. В чем смысл обычая не есть китнийот в Песах?
5. Когда запрет есть китнийот вступает в силу?
6. Что делать, если китнийот случайно попали в пасхальную еду?
7. Разрешено ли в Песах держать китнийот дома?
8. Что разрешено делать с китнийот?
9. Кому не запрещено есть китнийот в Песах?
10. А сфарадим (сефарды) едят китнийот в Песах?
1. Что такое китнийот?
Китнийот — это виды зерновых и бобовых, которые не являются хамцом (хамец — квасное), но тем не менее запрещены в пищу на Песах в ашкензаских общинах.
2. Каков статус запрета китнийот в Песах?
Запрет китнийот в Песах — это не запрет Торы и не запрет от мудрецов. Это — обычай, принятый в ашкеназских общинах. Рамо[i] (Орах Хаим 453:1) говорит, что этот обычай нельзя отменить.
3. Какие виды пищи являются китнийот?
Китнийот — это виды зерновых и бобовых, которые выращивают из тех же частей растения, которые употребляют в пищу. К ним относятся, например, рис, пшено, фасоль, бобы, горох, хумус, чечевица, кукуруза, сезам, семечки подсолнуха, киноа и т.п.
Картофель, бататы, баклажаны китнийот не являются и разрешены в Песах.
4. В чем смысл обычая не есть китнийот в Песах?
В книгах наших мудрецов есть два основных объяснения:
— Иногда бывает, что при хранении с китнийот перемешиваются зерна злаков, которые могут стать хамцом — закваситься (пшеница, рожь, ячмень, овес, полба), а после этого они запрещены в пищу Торой.
— Иногда из китнийот делают муку, а из нее пекут различные изделия. Такую муку можно перепутать с мукой из тех злаков, которые могут стать хамцом.
5. Когда запрет есть китнийот вступает в силу?
Запрет вступает в силу накануне Песаха, одновременно с запретом есть хамец.
6. Что делать, если китнийот случайно попали в пасхальную еду?
Поскольку запрет имеет только статус обычая, здесь могут быть «послабления». Если пасхальной еды больше, чем случайно попавших туда китнийот, то еда остаётся разрешенной. Но китнийот, которые видно, необходимо выбросить.
Понятно, что есть такую пищу разрешено только постфактум, изначально добавлять китнийот в пасхальные блюда запрещено.
7. Разрешено ли в Песах держать китнийот дома?
Китнийот запрещено есть, но, в отличие от квасного, их не запрещено держать дома в Песах, нет необходимости убирать их из дома или продавать нееврею.
В Песах следует хранить китнийот отдельно от пасхальных продуктов, чтобы они случайно не попали в пищу.
8. Что разрешено делать с китнийот?
Обычай — только не есть китнийот в Песах. Но разрешено использовать их в других целях, например, кормить животных или использовать масло из них для зажигания свечей.
9. Кому не запрещено есть китнийот в Песах?
Больному, жизни которого не угрожает опасность (но болезнь сильнее, чем просто недомогание), разрешено есть китнийот, если они необходимы для его рациона. Ему разрешено также принимать лекарства, содержащие китнийот. В этом случае необходимо проконусультироваться с компетентным раввином.
Детям, которым тяжело есть мацу или для которых нет необходимых продуктов без китнийот, например, молочных смесей и т.п., также разрешено есть китнийот.
В таком случае для китнийот надо выделить отдельную посуду.
10. А сфарадим (сефарды) едят китнийот в Песах?
В большинстве сефардских общин принято есть китнийот в Песах. При этом продукты из китнийот также должны иметь сертификат кошерности на Песах.
С уважением, Яков Шуб
[i] Раби Моше бар-Исраэль Исерлис (Рамо; ок. 5290-5332 /ок. 1530-1572) — один из величайших законоучителей; автор комментария «Мапа», ставшего интегральной частью кодекса Шульхан Арух. Рамо зафиксировал традиции и основные отличия ашкеназской школы законоучителей, и в большинстве случаев конечный практический закон для ашкеназских евреев устанавливается именно в соответствии с мнением Рамо.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.
А. Фейгин
Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Овадья Климовский
Кто написал Каббалу?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Фараон не хотел отпускать еврейский народ. Он не признавал власть Творца. И тогда последовала череда казней египетских, а за ними — чудесный Исход. Краткая история праздника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Устной Торы.
Рав Александр Красильщиков
Несущественное отличие?
Рав Шимон Соскин
Тора заповедует нам любить ближнего своего, как самого себя, что понимается мудрецами Талмуда, как повеление не делать другому того, что не желаешь себе
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Рамбан и рабейну Йона вдохнули новую жизнь в старую сефардскую традицию. Связующим звеном между Францией и Испанией был Прованс. И Рамбан, и рабейну Йона учились у прованских мудрецов, которые находились как бы на стыке двух миров, двух подходов к Талмуду - мира сефардского и ашкеназского.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Рав Яков Шуб
Это что, еврейский тост?
Рав Хаим Суницкий
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону