Темы: Мысли, Еврейский закон, Упование, Молитва, Страхи, Связь с Творцом
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Как справиться с дурными мыслями во время молитвы? Боюсь, что посторонние мысли сбудутся, останавливаюсь и начинаю сначала. N.
Здравствуйте, N.!
Спасибо, что обратились к нам.
Для начала отмечу, что помехи в служении Творцу соответствуют нашему духовному уровню, так что, если Вам мешают посторонние мысли, значит, Ваша молитва ценится на Небесах. Кроме того, я почти уверен, что посторонние мысли во время молитвы — это проблема, известная каждому, кто молится. Поэтому неудивительно, что наши книги содержат множество советов, как бороться с этой напастью.
Не будем далеко ходить и посмотрим, что самый авторитетный кодекс еврейского Закона — Шульхан Арух[i] (Орах Хаим 98:1) — говорит о сосредоточении во время молитвы (в приблизительном переводе):
«Молящийся должен настроиться в сердце на смысл произносимых им слов. И пусть думает, как будто Шхина (Б-жественное присутствие) находится перед ним. И пусть уберет все мешающие ему мысли, пока не останутся его мысль и настрой чистыми в его молитве. И пусть подумает, что если бы он говорил перед царем из плоти и крови, он бы упорядочил свою речь и говорил бы сосредоточенно, чтобы не ошибиться. Тем более — когда он стоит пред Царем всех царей, Святым, благословен Он, Который знает все мысли… А если придет к нему посторонняя мысль во время молитвы, следует замолчать, пока эта мысль не исчезнет. И следует думать о предметах, усмиряющих сердце и устремляющих его к Небесному Отцу. И не следует думать о вещах, ведущих к легкомыслию».
Уже отсюда можно вывести несколько важных рекомендаций, как сосредоточиться на молитве:
В книгах приводится совет помолиться перед молитвой, чтобы Всевышний помог наилучшим образом настроиться и подготовиться.
По-моему, здесь стоит упомянуть следующую поучительную историю: к раби Хаиму-Меиру Хагеру из Вижницы[ii], автору «Имрей Хаим», пришел хасид и пожаловался, что посторонние мысли мешают ему во время молитвы. Он попросил у раби совета, как от них избавиться. Вот что ответил раби Хагер: «Сначала следует разобраться, что это за посторонние мысли, о которых ты говоришь. Если человек встает еще засветло, окунается в микве[iii] и спешит проучить лист Талмуда, а затем, когда он молится, ему мешают разные мысли, — это действительно посторонние мысли. Если же он встает в семь утра, спускается к почтовому ящику, берет газету и внимательно ее изучает, а затем, прихватив тфилин (филактерии) направляется в синагогу, — после того, как поговорил о том о сем с парочкой приятелей, а потом к нему приходят мысли во время молитвы, то это вовсе не посторонние мысли. Напротив, именно молитва является посторонней в данном случае…» Конечно, не у всех есть возможность такой тщательной подготовки, но то, насколько важно готовиться к молитве, следует принять во внимание всем.
Добавлю к этому, что в книгах можно найти и другие советы, помогающие справиться с посторонними мыслями. Я же привел только основные рекомендации, которые, на мой взгляд, важно знать в первую очередь.
Кроме того, Вы пишете: «Боюсь, что посторонние мысли сбудутся, останавливаюсь и начинаю сначала». Очень важно в жизни вообще и перед молитвой в частности полагаться на Творца, уповать на Него. Он желает нам только добра, и Он знает, какие мысли у нас «свои», а какие «посторонние». И поэтому, на мой взгляд, не нужно бояться, что посторонние мысли сбудутся.
Кроме того, если это мысли связаны с какой-то конкретной проблемой, важно обратиться к Творцу с просьбой решить эту проблему — и положиться на Него.
О том, что Вы начинаете молитву сначала. Наша молитва состоит из девятнадцати благословений, и начать сначала можно, только пока произносим благословение. Когда же всё благословение произнесено, к нему уже нельзя вернуться. Кроме того, в одной книге я прочитал следующее: количество слов в молитве тоже имеет глубокий смысл, поэтому праведники избегают повторения. Нам же, видимо, достаточно просто «не увлекаться» повторениями.
В заключение приведу мудрое высказывание четвертого главы хасидов Хабада, раби Шмуэля Шнеурсона из Любавичей (5594-5643 / 1834-1882, автор «Ликутей Тора» и «Ликутей Торат Шмуэль»): если можно отвлекаться на посторонние мысли во время молитвы, то можно и отвлекаться на святые мысли во время будничных дел.
С уважением, Менахем Эпель
[i] Шульхан Арух составлен раби Йосефом бар-Эфраимом Каро (Мехабер; Маран; 5248-5335 / 1488-1575; Испания — Португалия — Турция — Эрец-Исраэль), величайшим законоучителем всех поколений.
[ii] Раби Хаим-Меир бар-Исраэль Хагер из Вижницы (Вижницер Ребе; Имрей Хаим; 5648-5732 /1888-1972; Украина, Венгрия, Румыния, Эрец-Исраэль — Израиль) — выдающийся хасидский наставник.
[iii] Бассейн для ритуального омовения.
[iv] Мишна Брура — галахический кодекс, составленный раби Исраэлем-Меиром бар-Арье-Зэев а-Коэном Каганом (Хафец Хаим; 5598-5693 / 1838-1933, Литва, Польша) — выдающимся законоучителем и праведником, духовным лидером своего поколения.
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Рав Ашер Кушнир
Неужели Б-г требует от нас невозможного?
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Когда можно, а когда нельзя полагаться на чудо
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
У мира есть несколько стадий. Поколение, жившее до потопа, тратило время на недостойное поведение.
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»
Хочешь приблизиться к Творцу – убери отрицательные эмоции.
Мирьям Климовская
А если маньяк какой конфеткой приманит? Как это объяснить, даже не знаем...
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
О молитве
Рав Ашер Кушнир
Эта практика заключается в том, что человек составляет модель своего будущего…
Рав Бенцион Зильбер
Так вечен Завет или нет?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Письменная традиция дана нашему народу в готовом виде на горе Синай. А что известно об устной традиции?
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»
Человек Торы живет с постоянным ощущением присутствия Всевышнего. Сначала тяжелое чувство: никогда и нигде нельзя уединиться, – но одновременно и необычайно приятное ощущение: твой Помощник всегда с тобой. Он тебя не покинет.
Раби Авраам Йешаяу Карелиц Хазон Иш,
из цикла «Вера и упование (Эмуна увитахон)»
Любовь, ненависть и их командир
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина