Темы: Вино, Разум, Работа, Служба в Храме, Самосовершенствование, Зависимости
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныИзвестно, что в разных религиях принято применять наркотические средства и т. п. для того, чтобы раскрепостить и поднять себя, достичь возвышенного состояния и приблизиться к Богу. А что насчет иудаизма? Можно ли таким образом продвинуться в своем служении, например, посредством употребления марихуаны? Алекс
Уважаемый Алекс,
Большое спасибо, что обратились к нам.
Прежде всего, важно напомнить, что употребление марихуаны и других наркотических веществ строго запрещено в Израиле и в большинстве других стран. В некоторых странах законодательство делает исключение, если речь идет об употреблении в медицинских целях по специальному разрешению врача.
Кроме того, употребление марихуаны и других наркотиков запрещено и с точки зрения еврейского Закона (Галахи), об этом есть материалы на нашем сайте.
Что касается непосредственно Вашего вопроса: из Танаха ясно, что, скажем, алкоголь не может быть средством для достижения духовных высот и приближения к Всевышнему. Вспомним хотя бы гибель сыновей первосвященника Аарона (Ваикра 10:1), которые, по некоторым мнениям, были наказаны смертью за то, что вошли в Мишкан (переносной Храм), выпив вина. Вспомним также историю с Ханой (Шмуэль I 1:1), матерью пророка Шмуэля, которая усердно молилась в Храме о том, чтобы Всевышний послал ей сына. Первосвященник Эли по ошибке принял ее за пьяную и высказал свое порицание.
В первой главе Торы, Берешит, описано создание человека. Там (Берешит 1:26) сказано, что человек был создан по образу и подобию Всевышнего. Классический комментарий Раши[i] объясняет, что значит выражение «по подобию» Всевышнего: «лэавин у-лэаскиль» — (способность) «понимать и осознавать». Т. е. понимание и осознание это, во-первых, то, что отличает человека от других творений. А во-вторых — то общее, что есть между нами и Творцом, наше «подобие» Ему.
В иудаизме молитва и другие заповеди служат средством духовного подъёма и приближения к Творцу. Понятно, что это приближение может осуществляться только с помощью того «общего» что, как мы выяснили, есть у нас с Ним. Т. е. с помощью понимания и осознания.
Всё служение Всевышнему в иудаизме осуществляется только с помощью постоянной работы сознания человека, которое помогает делать правильный выбор и контролировать свои желания и побуждения. Поэтому ясное сознание — это инструмент служения в иудаизме. И ни в коем случае не наоборот — уход в мир и иллюзий и воображения.
Кроме того, в иудаизме нет легких путей, и, если человек хочет продвинуться в своем служении, это можно сделать только посредством кропотливой постоянной работы над собой, а не с помощью наркотических веществ, которые якобы «поднимают человека ввысь».
Специалисты утверждают, что одна из основных проблем с употреблением даже «легких» наркотиков — это то, что человек теряет мотивацию продвигаться в жизни. Такому человеку хорошо там, где он есть.
Всевышний наделил каждого из нас определенными талантами и способностями, чтобы мы использовали их для духовного роста и для улучшения мира вокруг себя. Мы также наделены определёнными амбициями, чтобы продвигаться и достигать новых высот как в духовном, так и в материальном плане.
Наркотики лишают человека этого. Скажем больше, они лишают человека «мечты». Маловероятно, что школьник, который начинает употреблять наркотики, впоследствии захочет стать студентом университета. Маловероятно, что студент университета, который начинает употреблять наркотики, захочет стать профессором или бизнесменом.
Поэтому придется Вас разочаровать: использование наркотических веществ как средства для достижения духовных высот — это просто иллюзия и профанация, не имеющая под собой никакой реальной почвы.
С уважением, Яков Шуб
[i] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.
Рав Яков Шуб
Это что, еврейский тост?
Рав Натан Агрес
Рав Ашер Кушнир
Раби Авраам Йешаяу Карелиц Хазон Иш,
из цикла «Вера и упование (Эмуна увитахон)»
Любовь, ненависть и их командир
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Реувен Куклин
Б-г желает не воскурений, а молитвы?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Мирьям Климовская
Мирьям Климовская
А если маньяк какой конфеткой приманит? Как это объяснить, даже не знаем...
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Во времена Храма евреи были должны приносить постоянные жертвы. Выбор животных и процесс жертвоприношений напрямую связаны с чертами характера, которые должны были культивировать сыны Израиля.
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону