Темы: Ад, Карет, Грех, Душа, Радость, Смерть, Болезни, Проклятие, Опасность
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныВ иудаизме душу можно разбить, отсечь (карет), сжечь в аду, ликвидировать, продать дьяволу, проклясть (пульса ди-нура). Шаг налево, шаг направо — и конец еврейской душе?
Здравствуйте!
Во-первых, представленный Вами список бед, которые могут постичь душу, звучит, конечно, устрашающе, но на самом деле, мягко говоря, не совсем точен.
«Отсечь» (карет) — да, Тора говорит о таком наказании за ряд тяжких грехов, совершенных намеренно. Но остальное?
«Разбить», «ликвидировать» — а это не одно и то же? В любом случае, приведите, пожалуйста, источник, и разберемся. На каждом шагу такой угрозы точно нет.
«Сжечь в аду»? Хотя в аду действительно «жарко», на самом деле там души не «сжигают», в смысле не уничтожают, а очищают от духовной «грязи», «приставшей» к ним результате грехов. В большинстве случаев — для того, чтобы потом, «в очищенном виде», поместить уже в рай, Эденский сад.
«Пульса ди-нура» — есть такое понятие, о котором отдельный разговор, но это в любом случае касается не души, а тела. Ибо речь идет о способе вызвать смерть человека, то есть его уход из этого мира, но что потом будет с его душой — уже другой вопрос.
«Продать дьяволу» — это точно не из иудаизма почерпнуто, а из «Фауста».
Так что на самом деле не так уж длинен список тех нехороших вещей, которые могут случиться с душой. Это — во-первых.
А, во-вторых, о нашей жизни в этом мире тоже можно было бы сказать: можно попасть под машину или, находясь в ней, попасть в аварию. И поезд может потерпеть крушение, и самолет упасть, и теплоход утонуть. А может и землетрясение случиться, а может — и извержение вулкана, и ураган, и наводнение, и цунами, и торнадо, и лесной пожар. А может и преступник убить или террорист, или просто психопат с ружьем, а может и война случиться, и ракета или бомба в дом попадет…
Не верится? Включите новости!
Да, забыл про различные болезни, в новостях последнюю пару лет был ковид, но и без него бывает рак или инфаркт, или — ну, там целый список в энциклопедиях.
И что же получается: шаг влево, шаг вправо — и конец человеческой жизни?
Ответ, думаю, Вы и сами сформулируете.
Всё это бывает, но не каждый день и не с каждым человеком. Жить можно. А в новостях обо всех подобных бедах постоянно сообщают именно потому, что они необычны — иначе это были бы не «новости», а никому не интересная рутина.
Вот и душу на каждом шагу не поджидают всевозможные беды, и наполнена еврейская жизнь не страхами, а обычными заботами, а также и радостями. Которых тоже может быть целый список — и которые мы даже можем сами для себя создавать, сколько хотим. Делать добро, общаться с приятными людьми, изучать Тору, читать интересные книги, слушать красивую музыку.
Этими благами и постараемся наслаждаться на каждом шагу, в этом плане мы действительно «кузнецы своего счастья».
С уважением, Меир Мучник
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Противоположность «Будущему миру» — «Геином» — или, по-русски, Ад . Место, где души грешников в страшных мучениях очищаются от дурного, совершенного в жизни, после смерти. Рамбан на основе устной традиции подробно описывает само понятие «Геином» и его связь с нашим физическим миром.
Рав Берл Набутовский
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Разъяснение слов Рамбана
Рав Реувен Куклин
Как узнать, какие грехи Б-г простил и простил ли Он вообще?
Рав Яков Шуб
Это что, еврейский тост?
Хава Куперман
Молитва о защите от проклятия
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Куклин
…и его последствия?
Рав Реувен Куклин
Почему грешники и при жизни называются мёртвыми?
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
В основе запрета на убийство лежит известное библейское положение о том, что человек создан по образу и подобию Всевышнего. Поэтому убийство - не что иное, как дерзкий и открытый бунт против Творца.
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина