Темы: Заповеди, Кружки, Еврейские качества, Характер, Спорт, Воспитание самостоятельности
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУ нас в районном бассейне открывается курс плавания для детей. Мы и сами хотели послать туда ребенка, а тут соседка еще рассказала, что по Торе даже есть такая обязанность — научить ребенка плавать. Так ли это? Адаса
Уважаемая Адаса,
Большое спасибо, что обратились к нам.
Талмуд (Кидушин 29а) перечисляет некоторые обязанности отца по отношению к сыну, среди них, например, сделать сыну обрезание, обучить Торе, помочь найти жену и организовать свадьбу. Далее Талмуд говорит, что есть мудрецы, которые считают: отец также обязан обучить сына плавать. Об обязанности обучить сына плавать говорится в разной форме также в Иерусалимском Талмуде (Кидушин 1:7), в мидрашах и в Книге Зоар (к разделу Трума, 174 б).
Талмуд (Кидушин 30 б) определяет умение плавать как жизненно важный навык. Ришоним («ранние комментаторы»)[i] поясняют, что в те времена мореплавание было одним из главных видов деловых путешествий. При кораблекрушении умение плавать могло спасти человеку жизнь.
Однако в основных трудах по еврейскому Закону, например, у Рамбама[ii] и в кодексе Шулхан Арух[iii] обязанность обучить сына плавать не упоминается.
Рав Яаков Этлингер[iv] в своих респонсах (Биньян Цион 125) объясняет это следующим образом. В Талмуде есть правило: когда приводится одно мнение, а затем сообщается, что есть мудрецы, которые считают иначе, то обычно это рассматривается как спор и закон устанавливается согласно первому мнению.
В нашем случае в первом мнении упоминаются только такие обязанности, как сделать сыну обрезание, обучить Торе, помочь найти жену и организовать свадьбу, но не упоминается обучение плаванию. И только затем сказано, что есть мудрецы, которые считают, что отец обязан также обучить сына плавать. Согласно первому мнению, такой обязанности нет, а закон устанавливается по первому мнению.
Однако некоторые галахические авторитеты (специалисты по еврейскому Закону) считают: после того, как Талмуд определил плавание как жизненно важное умение, нет больше необходимости упоминать его отдельно, и понятно, что оно относится к другим жизненным навыкам, которым отец обязан обучить сына.
Таким образом, обязанность обучить сына плавать остается в силе, хотя она не упоминается отдельно в галахических источниках.
В любом случае, даже если нет прямой обязанности по Торе обучить сына плаванию, это важный жизненный навык, который пригодится ребенку. И хотя во времена Талмуда умение плавать было важно из-за особой роли мореплавания, а сегодня люди меньше пользуются судами, умение плавать актуально и в наше время.
В учебных заведениях и лагерях походы на речку, море, в аквапарки и т. п. являются принятой практикой, и умение плавать будет для ребенка далеко не лишним. Тем более что, к сожалению, нередко приходится слышать о несчастных случаях на воде.
Отметим, что в данном случае закон не проводит различия между сыном и дочерью, этот навык является необходимым и для девочек.
Кроме того, не секрет, что плавание полезно для общего физического развития ребенка, помогает развивать координацию движений, повышает выносливость и т. п.
Интересно, что крупнейший раввин современности, рав Йосеф-Шалом Элияшив[v], в своей книге «Диврей Агада» (14:9) отмечает: неспроста Талмуд упоминает как жизненно важное умение именно плавание. Он полагает: плавание уникально тем, что требует от человека «добавочной» активности. Бросьте кусок дерева в реку — что произойдет? Он может оставаться на поверхности воды, но никто не скажет, что он «плавает». В лучшем случае он просто плывет, т. е. его путь и пункт назначения определяются течением реки.
В этом смысле умение плавать можно рассматривать как аллегорию. Отец обязаны дать сыну жизненный навык активности, знания своей цели, умение, когда это необходимо, «плыть против течения».
В наше время, когда окружающее нас общество, средства массовой информации и «культура улицы» представляют собой постоянный источник угрозы, человек как будто находится в непрерывном водовороте, выплыть из которого под силу только искусному пловцу.
Поэтому обязанность отца — подготовить сына и обучить его жить еврейской жизнью. Умение не просто оставаться на плаву, но и плыть против этих течений как никогда раньше является жизненно необходимым.
С уважением, Яков Шуб
[i]Ришоним (ивр. «первые», «ранние») — еврейские законоучители и мудрецы Торы времен Средневековья — с начала 11 до конца 15 века.
[ii] Раби Моше бар-Маймон, Маймонид (4895-4965/1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.
[iii] Шульхан Арух — самый авторитетный кодекс еврейского Закона. Составлен раби Йосефом Каро (Испания — Португалия — Турция — Эрец-Исраэль) в XVI веке.
[iv] Раби Яаков бар-Аарон Этлингер (Арух ла-Нер; 5558-5632 /1798-1872) — выдающийся законоучитель и преподаватель Талмуда, духовный лидер еврейских общин Германии.
[v] Раби Йосеф-Шалом Элияшив (5670-5772 / 1910-2012, Литва — Эрец-Исраэль) — крупнейший законоучитель и мудрец Торы современности, духовный лидер поколения.
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Ашер Кушнир
Ита Минкина
Ципора Харитан
Двухлетний сын почти не ходит пешком по городу. Не блокирую ли я этим его здоровое развитие?
Ципора Харитан
Ципора Харитан
Семейный консультант отвечает на вопросы: почему так тяжело отпускать детей во взрослую самостоятельную жизнь? Как научиться это делать? Как стать настоящими родителями, а не просто людьми с детьми? Кем теперь станут для нас наши дети?
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
О человеческих характерах и о том, как надо себя вести. Из раздела «Законы образа жизни».
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Яков Шуб
Ципора Харитан
Нельзя прыгать с кружка на кружок?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону