Темы: Страдания, Война, Давид, Шофар, Молитва, Помощь, Изучение Торы, Самосовершенствование
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЯ нахожусь далеко от военных действий, слежу за событиями по новостям. Понимаю, что всем сейчас непросто. Страдают люди и там, и там. Полагаю, что евреи не первый раз сталкиваются с таким ужасом. Как вообще иудаизм относится к понятию война? И что могу я сделать, находясь вдалеке, чтобы помочь людям в беде? Давид
Уважаемый Давид,
Большое спасибо, что обратились к нам.
Вы совершенно правы, кто как не еврейский народ, прошедший через столетия страданий и лишений, гонений и притеснений понимает, что такое война и в чем заключается настоящая ценность человеческой жизни.
Конечно, существуют различные аспекты данного вопроса. Но давайте попробуем обратиться к нескольким идеям рава Йехиэля Вайнберга, воспитанника йешивы Слободка, который возглавлял раввинскую семинарию в Берлине. В своем выступлении во время Первой мировой войны он отмечает особое отношение еврейского народа к войне («Ли-фраким», с. 510). Как ни странно, эти идеи более чем актуальны и в наше время.
Евреи и война
Давид — еврейский царь, великий праведник, хотел построить Храм, самую большую святыню для еврейского народа. Ответ на его просьбу мы находим в Диврей а-Йамим (I 22:7-8): «И сказал Давид Шеломо: сын мой, было у меня на сердце выстроить дом для имени Господа Б-га моего. И было ко мне слово Господне сказано: много крови пролил ты, и войны большие вел ты; не (должен) ты строить дом имени Моему, потому что много крови пролил ты на землю предо Мной».
Получается, что даже царь Давид, который выходил на войну только с разрешения Б-га, о котором узнавал через урим вэ-тумим (непроизносимое имя Всевышнего, вложенное в нагрудник первосвященника), не удостоился построить Храм. Мы видим, что война, пусть даже самая правильная и справедливая, оставила на нем неизгладимый отпечаток.
Еще один пример: освободительная война еврейского народа против кнаанейцев. Яэль совершает героический поступок, убивает вражеского военачальника Сисру и спасает свой народ. Танах прославляет ее поступок и говорит о ней (Шофтим 5:24): «Да будет благословенна среди жен Яэль… Из жен в шатрах да будет она благословеннейшей».
Когда весть о гибели Сисры дошла до его матери, та была сокрушена и страшно стенала. Сто стенаний сокрушенного сердца матери оставили неизгладимый след в еврейской Традиции. Так, в один из самых святых дней, Рош а-Шана (Новолетие), когда решается судьба еврейского народа на следующий год, мы трубим в шофар именно сто раз, вспоминая о стенаниях матери, потерявшей сына. Здесь мы видим уникальное отношение к другому человеку. Мы сочувствуем страданиям матери, лишившейся сына, несмотря на то, что этот сын стремился уничтожить нас.
Зачастую евреев обвиняют в том, что они не спешат «жертвовать своей жизнью ради общества». Рав Вайнбрег отмечает, что народ, который знает истинную ценность человеческой жизни, действительно не спешит жертвовать ею ради «мнимых» идеалов, ведущих к уничтожению человечества. Тем не менее, все мы — потомки праотца Авраама, который, когда это было необходимо, готов был пожертвовать не только собой (печь Нимрода, война против четырех царей и др.), но и самым дорогим, что у него было, — единственным сыном. Самопожертвование не чуждо еврейскому народу, когда это необходимо ради истинных ценностей — по Торе.
Особое еврейское оружие
Тора обязывает нас сочувствовать и сопереживать другим людям (носэ бэ-оль им хаверо). Если человек хотя бы на минуту представит себя в том положении, в которое попали сейчас многие люди, он однозначно не останется безразличным. Сейчас, когда столько народу вынуждено покинуть свои дома и жизни тех, кто остается дома, угрожает опасность, а третьи несут значительные финансовые потери, нельзя не задуматься: чем могут помочь те, кто находится далеко? Понятно, что в первую очередь речь идет о возможной реальной поддержке. Но не стоит недооценивать и важность духовной поддержки.
В еврейской традиции есть уникальной инструмент — шофар. Его использовали, призывая евреев выйти на войну, и в Рош а-Шана. Собирая людей на войну, его голос призывал к физической силе и мужеству, а в Рош а-Шана — к силе и мужеству духа, пробуждая к внутренней победе над самим собой.
Когда мир наполняют звуки войны, это обязывает каждого из нас услышать и духовный шофар: задуматься и выйти на борьбу со своим злым началом, со своими дурными качествами — и так помочь другим евреям.
«Устройство» еврейского народа таково, что он является единым целым. Когда один еврей начинает более усердно выполнять заповеди, изучать Тору, работать над собой духовно, это положительно влияет и на других. Это работает независимо от того, знакомы эти люди или нет, находятся рядом друг с другом или далеко. Хотя обычно все мы достаточно разные, в момент испытания мы понимаем: есть что-то большее, чем различия, что объединяет нас.
Поэтому, даже когда еврей находится далеко от зоны военных действий, его внутренняя духовная борьба, в конечном счете, оказывает свое влияние и помогает другим евреям и на физическом уровне. Безусловно, не последнее место занимает и молитва о других.
Так что же делать?
Обычно наши мудрецы говорят, что сердце человека знает его слабые стороны и у каждого есть индивидуальные проблемы, которые он должен исправить. Но есть и общие для всех «методы», которые рекомендуют наши мудрецы.
Так, один из ведущих раввинов нашего поколения, рав Хаим Каневский, на вопрос о том, на что следует обратить внимание в это тяжелое время, ответил: «Усердно молитесь и учитесь».
Затем рав Каневский процитировал слова Гмары (Санхедрин 98 б): «Что нужно делать, чтобы спастись от “родовых мук”, сопровождающих приход Машиаха? — Нужно изучать Тору и заниматься благотворительностью».
А затем он процитировал мидраш из Берешит Рабба (42:4), где сказано: «Если кто-то видит царства, воюющие друг с другом, следует ожидать скорого прихода Машиаха».
Да будет воля Всевышнего, чтобы скорее вернулся мир и прекратились страдания.
С уважением, Яков Шуб
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Почему народ Израиля испытывает в этом мире больше бед и страданий, чем другие народы?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Шофар служил для многих целей
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Рав Бенцион Зильбер
Что Б-г нам говорит? Почему именно в Субботу праздника Симхат Тора террористы нас атакуют? Связано ли это с тем, что евреи не соблюдают Субботу?
Рав Бенцион Зильбер
И север, и юг Израиля под огнём... Что говорят раввины, и что нам делать?
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Рав Хаим Коэн,
из цикла «Ответы на вопросы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Жизнеописание Давида
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Добрые дела — один из столбов, на котором стоит весь мир
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...
Рав Элиягу Вугенфирер
Среди всех еврейских общин распространился обычай трубить 100 звуков
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону