Темы: Эмоции, Предназначение, Психология, Медицина, Помощь, Искусство
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. В этом году я заканчиваю медицинский университет и начинаю стажировку в больнице. Всегда замечаю, что в иудаизме есть особенный взгляд даже на повседневные вещи. Скажите, что с точки зрения иудаизма может помочь мне стать хорошим врачом. N.
Здравствуйте, N.
Большое спасибо, что обратились к нам. В Торе и Талмуде рассматриваются разные аспекты работы врача. Но давайте попробуем сфокусироваться на одном из них.
В Торе (глава Мишпатим) сказано, что человек, который нанес телесные повреждения другому, должен выплатить пять различных компенсаций, одна из которых — оплата расходов пострадавшего на лечение: «Если ссорятся люди и один человек ударит другого камнем или кулаком, и тот не умрет, а сляжет в постель, То, если он встанет и будет ходить по улице на костыле своем, то ударивший не будет повинен (смерти), только пусть заплатит за остановку в его работе и совершенно вылечит его» (Шмот 21:18-19).
Талмуд (Бава Кама 85а) делает отсюда вывод, что врачу дано право лечить больных. Шулхан Арух[i] (Йорэ Дэа 336:1) приводит этот закон и говорит, что лечить людей означает — выполнять заповедь спасения человеческой жизни и тот, кто может вылечить другого, но не делает этого, — как будто проливает кровь.
Далее автор Шулхан Аруха делает интересное замечание, основанное на Иерусалимском Талмуде (трактат Нэдарим): врач обязан лечить больного, даже если есть другой человек, который может исцелить его, поскольку человек не может быть успешно вылечен любым врачом.
Это замечание можно понять по-простому: не все врачи равны — у них профильная подготовка в разных областях. Кроме того, жизненный и врачебный опыт разных врачей заставляет их формулировать диагноз по-разному, и это может оказаться решающим фактором для спасения жизни пациента.
Сегодня это выглядит вполне логично, и принято обращаться за вторым или третьим медицинским заключением, потому что у каждого врача — свой подход к лечению. Таким образом, врач обязан лечить пациента и не может освободить себя от этой обязанности, даже если у пациента есть возможность обратиться к другому врачу.
Однако вернемся к замечанию Шулхан Аруха о том, что человек не может быть успешно вылечен каждым специалистом. Это напоминает другую ситуацию, о которой говорится в Талмуде (Макот 10а): ученик ешивы, совершивший непреднамеренное убийство, должен укрыться в городе-убежище. Талмуд говорит: учитель обязан последовать за своим учеником в город-убежище и продолжать преподавать ему там, если нет других учеников, которые не смогут учиться без учителя.
Один из комментаторов Талмуда, Ритва[ii], говорит, что этот закон действителен, даже если в городе-убежище есть ешива, и объясняет это тем, что человек не может успешно учиться у любого учителя.
Это также можно понять по-простому: может быть, в ешиве города-убежища изучают тему, которая не подходит данному ученику, или стиль преподавания значительно отличается от того, к которому он привык.
Однако, возможно, существует и более глубокое объяснение. Иногда связь ученика с учителем основывается не только на простой передаче информации. Зачастую учебный процесс включает в себя гораздо больше и ученик учится многому из самой манеры преподавания и поведения учителя. Иными словами, кроме формальной передачи информации, существует эмоциональная связь, которая является неотъемлемой частью обучения.
На основании этого мы сможем по-другому взглянуть и на упомянутое замечание Шулхан Аруха — о том, что человек не может быть успешно вылечен каждым врачом. Возможно, дело не только в том, какими знаниями обладает врач.
Разные врачи могут назначить одну и ту же процедуру или выписать одно и то же лекарство. В чем же различие? В том, как они относятся к пациенту. Когда врач видит не просто еще одного пациента, а человека, страдающего каким-то недугом, и стремится ему максимально помочь, между ними возникает особая эмоциональная связь. Иногда теплое отношение и заинтересованность врача могут оказаться решающим фактором в процессе лечения.
На практике это действительно так. Моя жена работает в районной поликлинике, она рассказывает: многие пациенты заранее звонят и узнают, кто из медсестер работает в этот день, потому что они хотят даже такие стандартные процедуры, как анализ крови или кардиограмма, делать у сестер, с которыми знакомы и которым доверяют.
Интересно, что это отражено даже в современной формулировке клятвы Гиппократа, которую приносят в американских университетах: «Я буду помнить, что медицина — это не только наука, но и искусство, и что тепло, симпатия и понимание могут быть более эффективны, чем хирургический нож или аптечное лекарство».
На самом деле это актуально не только для врачей, но и для каждого из нас. Многие из нас общаются по работе с другими людьми, есть стандартные операции, которые мы выполняем по отношению к другим. Но иногда деловое формальное общение не дает положительных результатов, а тепло, забота и желание понять другого делают профессионально общение гораздо более эффективным.
Это также касается и отношений в семье: невозможно быть «формальным» супругом или родителем, не заботиться об эмоциональном аспекте отношений. Иногда царапину на коленке ребенка требуется всего лишь заклеить пластырем. Но проявление сочувствия, теплое слово и объятие помогут в этой ситуации выполнить родительскую задачу действительно эффективно.
С уважением, Яков Шуб
[i] Шульхан Арух — самый авторитетный кодекс еврейского Закона. Составлен раби Йосефом Каро (Испания — Португалия — Турция — Эрец-Исраэль) в 16 веке.
[ii] Раби Йом-Тов бар-Авраам а-Севили (Ритва; 5010-5090 /1250-1330, Испания) — духовный лидер своего поколения, один из наиболее выдающихся исследователей Талмуда.
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»
Хочешь приблизиться к Творцу – убери отрицательные эмоции.
Рав Яков Шуб
А зачем вообще нужны врачи? Ведь и болезнь, и исцеление приходит от Б-га
Рав Реувен Пятигорский
Рав Яков Доктор
Принёс раби Акива пшеничные колосья и свежий хлеб: Скажи, разве хлеб не лучше сырых зёрен? А ведь Б-г сделал только зерно, хлеб же испёк из него человек!"
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Добрые дела — один из столбов, на котором стоит весь мир
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Хаим Донин,
из цикла «Быть евреем, законы повседневной жизни»
Рав Реувен Куклин
Как оно влияет на нашу жизнь и можно ли / нужно ли над ним работать в каком-то направлении?
Рав Меир Мучник
В частности, к творцам, которые создают свои собственные миры?
Рав Ефим Свирский
Рав Шимон Соскин
Все мы рисовали в детстве. И дома, и на уроках рисования в школе. Многие любят рисовать до сих пор. Немало людей делают это достаточно талантливо, у некоторых живопись стала призванием и профессией, приносящей заработок. Но разрешено ли это Торой?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону