Темы: Успех, Суббота, Народы мира, Политика, Кипа
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЧитаю в новостях:
«Адвокат Дэвид Шон опасался носить кипу в зале Сената в первый день суда по делу об импичменте своего клиента, бывшего президента США Дональда Трампа. Он был обеспокоен тем, что это может выглядеть “неуместно” и “неловко” и что это может кого-то обидеть.
Однако отсутствие кипы во время выступления адвоката привлекло больше внимания, чем могло бы привлечь ее наличие. Когда во время выступления Шон пил воду, он прикрывал голову рукой, что вызвало взрыв вопросов в социальных сетях. Вероятно, он прикрывал голову, чтобы произнести благословение перед тем, как пить воду».
Хотелось бы узнать: это действительно «работает» — прикрывать голову рукой вместо кипы, чтобы сказать благословение? Заранее спасибо за ответ, Михаэль
Уважаемый Михаэль,
Большое спасибо, что обратились к нам.
Об обязанности евреев покрывать голову мы уже говорили на сайте. А также рассматривали вопрос о том, можно ли в случае необходимости не надевать головной убор на работе.
Талмуд (Шабат 120 б) говорит: если человеку, у которого на теле написано Имя Всевышнего, необходимо погрузиться в микву, то предварительно ему необходимо обернуть Надпись травой, чтобы не оказаться раздетым перед Именем Всевышнего.
Далее Талмуд задает вопрос: почему же недостаточно просто прикрыть Имя рукой? И отвечает: есть опасение, что человек может забыть и убрать руку, поэтому необходимо прикрывать именно другим предметом.
В любом случае отсюда можно сделать вывод, что на самом деле рука является удовлетворительным покрытием, только есть опасность, что человек ее уберет.
С другой стороны, в трудах некоторых ришоним (ранних комментаторов) сказано, что рука не может служить таким «головным убором», в котором можно произнести благословение.
Рав Исраэль Исерлин в своем респонсе «Трумат а-Дэшен» (10) разрешает это противоречие. Он говорит: рука и голова являются частями одного тела, а тело не может прикрывать само себя, поэтому не следует произносить благословение, прикрыв голову рукой. А в случае с Именем прикрывается не тело, а Имя, поэтому рука — удовлетворительное покрытие.
Постановление о том, что рука не может быть «головным убором», подходящим для произнесения благословений и молитвы, приводится в нескольких местах в Шулхан Арухе (Орах Хаим 2:6, 74:2, 91:4).
А если другой человек положит руку на голову тому, кто произносит благословение, то это будет являться удовлетворительным «головным убором», поскольку в данном случае это не части одного тела (Шулхан Арух 91:4). Но, безусловно, это был бы не совсем удачный патент для поверенного Трампа.
Еще один вариант, упомянутый галахистами (специалистам по еврейскому Закону): поднять руку так, чтобы голова была покрыта не рукой, а рукавом одежды. В таком случае также нет проблемы, что тело покрывает тело (Бах, Мишна Брура 2:12).
Тем не менее, один из выдающихся раввинов 16 века — Мааршаль (респонс 72) настаивает: разрешено покрывать голову при благословении и просто рукой. Он говорит: поскольку держать руку на голове — не обычное действие, то видно, что это делается для покрытия, поэтому рука в данном случае будет достаточным покрытием.
Мишна Брура (2:12) приводит мнение Мааршаля и говорит, что, когда нет возможности решить проблему иначе, можно полагаться на мнение Мааршаля. Но изначально стоит прикрыть голову рукавом, как было сказано выше.
Вполне вероятно, что ситуацию, в которой находился Шон, когда выступал в Сенате перед камерами и к нему были прикованы взгляды миллионов телезрителей в Америке и по всему миру, можно расценивать как чрезвычайные обстоятельства. В этом смысле вполне можно оправдать его поведение.
Для нас эта история может также послужить хорошим уроком. Дэвид Шон — соблюдающий еврей, оказавшись в центре мирового внимания, прилагает все усилия, чтобы действовать в соответствии с еврейским Законом.
Более того, он также подал прошение о том, чтобы сделать перерыв в слушаниях по импичменту Трампа в Сенате на субботу, поскольку в этот день, следуя еврейской Традиции, он не может работать. Кстати, прошение было удовлетворено. Однако позже он отозвал прошение, поскольку успел завершить возложенную на него часть защиты Трампа до субботы и спокойно провел субботу в кругу семьи.
Может быть, такая принципиальность и стала залогом успеха команды Дэвида Шона. В конце концов, слушания в Сенате об импичменте завершились в пользу их клиента.
С уважением, Яков Шуб
Читайте: тема Что такое кипа — ермолка, еврейский головной убор?
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Рав Ашер Кушнир
Почему я должна быть похожа на ортодоксов?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Реувен Куклин
Несёт ли в себе кипа какую-то святость?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Реувен Пятигорский
Извиняюсь за наивный вопрос, но зачем еврею нужно носить головной убор — шляпу или кипу?
Рав Ашер Кушнир
Слово «гой» — унизительное?
Рав Бенцион Зильбер
Меркантильность заложена во всём Завете, заключённом на Синае?
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Рав Эльхонон-Буним Вассерман,
из цикла «Перед приходом Машиаха»
Очерк «Перед приходом Машиаха», излагающий мнение Торы по политическим и социальным процессам современности. Был написан на идише в 1937 году и опубликован в начале 1939 года. Он был сразу же переведен на иврит, а впоследствии — и на многие другие языки
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону