Темы: Молитва Амида, Аризаль, Зоар, Рамбам, Благословения, Комментарии
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, где можно почитать о поклонах в молитве Амида? Не могу найти информацию, или она непонятная. Нужно всё: шаги, поклоны и т.д. Спасибо.
Здравствуйте!
Мудрецы предписали кланяться при молитве Шмонэ Эсрэ в четырех местах: два раза, когда произносят первое благословение, и два раза, когда произносят предпоследнее (Брахот 34а). Кроме этого в конце молитвы, перед тем как отступить на три шага назад, также нужно поклониться (Йома 53а). Таким образом, всего в течение молитвы мы кланяемся пять раз.
Пять поклонов установлены только для обычных людей, но первосвященник должен был кланяться при всех восемнадцати благословениях. А еврейский царь всю молитву читал, склонившись (Брахот 34 б).
Почему нужно кланяться?
Поклоны в молитве выражают подчиненность молящегося и его смирение перед Творцом. Так молился царь Шломо при освящении Храма (Млахим I 8:54), Даниэль в вавилонском изгнании (Даниэль 6:10) и другие лидеры еврейского народа.
Как нужно кланяться?
В Талмуде нет четкого указания, как именно нужно кланяться, нужно ли при этом сгибать колени. Но согласно книге Зоар[1] каждый поклон должен состоять из трех элементов: при слове «Благословен» мы немного сгибаем колени, при слове «Ты» — выпрямляем колени и наклоняемся вперед, а при слове «Господь» — выпрямляемся. Такая форма поклона принята сегодня во всех еврейских общинах без исключения.
Но в конце молитвы, а также в предпоследнем благословении, при словах «Модим анахну лах» («Благодарим Тебя») кланяются просто, т.е. наклоняются вперед, не сгибая колен[2]. Во всех этих случаях кланяются так, чтобы на спине проступили позвонки.
Когда мы выпрямляемся при слове «Господь», мы как бы свидетельствуем, что Он выпрямляет согбенных.
Мнение Аризаля о форме поклона
Некоторые каббалисты, ссылаясь на мнение Аризаля в «Шаар а-Каванот» (Амида, друш 2), полагают, что не следует сгибать колени во время поклона, надо только наклоняться вперед всем телом. По Аризалю поклон должен выглядеть следующим образом: при слове «Благословен» наклоняются вперед, при слове «Ты» — склоняют голову, а при слове «Господь» — выпрямляются. Но такая форма не прижилась ни в ашкеназских общинах, ни в сефардских[3].
Известно, что Хазон Иш не сгибал колен во время поклонов, т.к. это не предписано ни в Талмуде, ни в книгах ришоним (ранних комментаторов).
Некоторые законы, связанные с поклонами
Рамбам в «Законах молитвы» (гл. 5) считает поклоны одним из восьми предписанных действий, невыполнение которых не «отменяет» молитву. Поэтому, если человек забыл поклониться, молитва всё равно «засчитывается».
Тот, кому сложно нагибаться, может просто наклонить голову.
В Талмуде сказано, что обычному человеку нельзя кланяться больше пяти раз за молитву, а тот, кто кланяется больше, считается гордецом, т.к. полагает себя праведнее других. По этой же причине нельзя склоняться слишком низко (до пояса, 113:5).
Наклоняться нужно быстро, а подниматься из поклона медленно, сначала голову, а затем тело, чтобы показать, что служение Творцу нам не в тягость.
Надеюсь, удалось ответить на интересующие Вас вопросы.
С уважением, Моше Сытин
[1] глава Экев 335, см. Маген Авраам 113:7; Шло а-Кадош, трактат Тамид; Нэр Мицва 52 и см. у других ахароним (поздних комментаторов).
[2] Таково мнение автора комментария Мишна Брура, оно отличается от мнения Хаей Адам (рава Авраама Данцига), который считал, что колени нужно согнуть и при чтении «Модим».
[3] Несмотря на то, что ее считали правильной Бен Иш Хай (комментарий к Бэшалах 6) и Каф а-Хаим 21.
Рав Зеев Урман
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Абрамович
Зачем оружие? Всевышний ведет евреев в Святую Землю — кто может противостоять?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
С того самого дня как Тора стала наследием еврейского народа, существует ее разделение на две части: открытую Тору, доступную каждому еврею и кабалу - скрытую, тайную Тору
Толдот Йешурун,
из цикла «Еврейские молитвы. Перевод сидура»
Предлагаем вашему вниманию основную часть утренней молитвы, которая носит название «Амида» или «18 благословений» Эту молитву произносят шепотом, стоя, отсюда и ее первое название (на иврите глагол «лаамод» означает «стоять»).
Браха Губерман
Краткий биографический очерк
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Время молитвы «Шмонэ Эсрэ»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Повторение Закона
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Аризаль — автор основополагающих книг Каббалы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Реувен Куклин
Что говорит об этом Шивхей а-Ари?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону