Темы: Самопожертвование, Рамбам, Заповеди, Будущий мир, Раби Акива, Заслуги, Любовь к Б-гу
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныСкажите, а есть ли в иудаизме возможность в одночасье удостоиться жизни в Будущем мире?
Большое спасибо, что обратились к нам. Вы затрагиваете очень интересную тему. Действительно, бывают ситуации, когда у человека есть возможность в один момент заслужить себе долю в Будущем мире.
Обычно, когда мы говорим о таких ситуациях, в памяти всплывают последние минуты жизни Раби Акивы (Брахот 61 б). Когда перед смертью его тело терзали железными гребнями, он сказал: всю жизнь, вспоминая слова Торы: «И люби Всевышнего, Б-га твоего, всем сердцем твоим и всей душою твоей…» (Дварим 6:5), что означает любить даже тогда, когда у тебя забирают душу, он страдал, ожидая, когда же у него будет возможность выполнить эту заповедь…
Или другой пример. Раби Элазар бен-Дордаи всю жизнь нарушал заповеди Торы и, когда осознал это, раскаялся так глубоко, что его душа покинула тело (Авода Зара 17а). В обоих этих случаях раздался глас с Небес (бас коль): «Удостоился жизни в Будущем мире!» Понятно, что подобные ситуации не являются частью повседневной рутины обычного человека.
Приведем еще одну историю, рассказанную известным американских лектором равом Песахом Кроном:
Реб Нафтоли был распорядителем городской кассы помощи беднякам. Однажды он вернулся домой после тяжелого дня, в течение которого ему пришлось обойти весь город, собирая деньги для одного бедняка, который находился в очень тяжелом положении. Вдруг раздался стук в дверь: на пороге стоял еще один бедняк с экстренной просьбой о помощи: ему были срочно необходимы 20 рублей. Поскольку все собранные деньги были уже отданы и реб Нафтоли в тот день уже обошел всех жителей, у которых была возможность дать пожертвование, он был вынужден ответить отказом.
Однако скорбное лицо бедняка не оставило реб Нафтоли равнодушным. Остался только один человек, к которому можно было обратиться, — это был известный городской гуляка, который обычно грубо отказывал реб Нафтоли. Тем не менее, реб Нафтоли решил испытать судьбу.
Он отыскал этого гуляку в местном кабаке и обратился к нему с просьбой о помощи. Тот, окруженный собутыльниками и уже изрядно выпивший, как ни странно, согласился помочь — но при одном условии: пусть реб Нафтоли наденет поповскую рясу и пройдет в ней по всему городу. Бедному реб Нафтоли ничего не оставалось, кроме как согласиться. Так под свист и улюлюканье подвыпившей компании реб Нафтоли прошел по всему городу, одетый в поповскую рясу, провожаемый изумленными взглядами горожан. После того, как «миссия» была выполнена и бедняк получил свои деньги, реб Нафтоли сорвал поповское одеяние, кинул его в шкаф и неделю не выходил из дома, подавленный страшным унижением, которое ему пришлось перенести.
Как раз в это время в городе был проездом Ребе из Цанза, автор «Диврей Хаим». Он сказал своим попутчикам, что чувствует запах Ган Эдена из дома реб Нафтоли. Когда они вошли в дом и увидели реб Нафтоли, лежавшего на кровати в глубокой депрессии, Ребе из Цанза указал на шкаф, где была поповская ряса, и сказал: он чувствует, что оттуда исходит запах Ган Эдена… После долгих уговоров реб Нафтоли неохотно рассказал о случившемся. А Ребе из Цанза постановил: реб Нафтоли должен быть похоронен в этой рясе — поскольку своим великим самопожертвованием он заслужил долю в будущем мире…
Получается, благодаря этому событию, которое, с точки зрения реб Нафтоли, было самым страшным в его жизни, о котором невыносимо вспоминать, он в один момент заслужил долю в будущем мире.
Самоотверженность реб Нафтоли вызывает восхищение, но, тем не менее, мы видим, что сам он не рассматривал свой поступок как самопожертвование и, более того, находился из-за него в тяжелой депрессии. Без помощи Ребе из Цанза он так никогда бы и не узнал о величии своего поступка.
Таким образом, мы видим, что иногда даже повседневная жизнь предоставляет уникальные возможности в один миг удостоиться Будущего мира. Но люди не обращают на них внимания, полагая, что это не может сравниться с уникальным самопожертвованием раби Акивы во имя Творца. Ошибочно считая, что только самопожертвование такого уровня имеет значение, человек может пропустить уникальную возможность, которую предоставляет ему его обыденная жизнь.
Чтобы глубже разобраться в этой теме, давайте обратимся к комментарию Рамбама на известную мишну (Макот 23 б), где приводятся слова раби Хананьи бен-Акашья о том, что Всевышний хотел дать евреям возможность заработать заслуги и для того дал им множество заповедей.
С одной стороны, логика этой мишны не совсем понятна. Ведь логично было бы совсем наоборот: если бы Всевышний хотел помочь евреям, то дал бы им всего несколько заповедей, чтобы они могли сосредоточиться на их выполнении и исполнять их совершенным образом. Вместо этого евреи получили множество предписывающих и запрещающих заповедей, что значительно усложняет их задачу.
Это объясняет Рамбам: одна из основ нашей веры — понимание того, что, если человек исполнит хотя бы одну из 613 заповедей должны образом, то удостоится жизни в Будущем мире. Но при условии, что исполнит эту заповедь только во имя Всевышнего и из любви к Нему, без примеси личной заинтересованности и корысти. Именно поэтому Всевышний дал нам столько заповедей: чтобы у каждого человека было возможность хотя бы раз в жизни исполнить заповедь на таком уровне.
Слова Рамбама дают нам представление о том, что означает удостоиться будущего мира в один момент. Значимость и сложность исполнения заповеди — это вовсе не самое главное, главное это правильное намерение (кавана) при исполнении заповеди. Поэтому нет необходимости искать возможность совершить что-то грандиозное и впечатляющее, подобное самопожертвованию раби Акивы.
В нашей жизни много испытаний и, соответственно, много возможностей исполнить заповедь. Это может быть возможность просто помочь ближнему, сдержаться и не ответить грубияну и т.п. Если человек попытается хотя бы на один момент преодолеть свой естественный инстинкт добиваться личной выгоды, отвлечется от своих эгоцентричных стремлений и исполнит то, что от него требуется, во имя Всевышнего, он сможет немедленно заслужить жизнь в Будущем мире.
С уважением, Яков Шуб
Рав Элияу Левин
Обрезание крайней плоти является одной из «непонятных» заповедей. Даже тот факт, что это полезно с медицинской точки зрения, не делает этот акт более понятным, ведь наши отцы делали обрезание не из-за этого.
Рав Эльяким Залкинд
С какого момента время перестает существовать?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Браха Губерман
Краткий биографический очерк
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
С. Бернфельд
Среди людей, которые перешли в иудаизм, было немало ярких личностей. Для многих такой шаг означал подписание себе смертного приговора. Граф Валентин Потоцкий, молодой человек, который разочаровался в католичестве, являет собой пример праведного прозелита.
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Повторение Закона
Рав Эзриэль Таубер,
из цикла «Тьма перед рассветом»
Катастрофа и возвышение через страдание
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону