Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Жизнеописание выдающегося законоучителя и кабалиста Раби Йом-Това бар Натан Алеви Геллера

Раби Йом-Тов бар Натан Алеви Геллер (Тосафот Йом-Тов; 5339-5414 /1579-1654/ гг.) – выдающийся законоучитель и кабалист.

 

 

Родился в Германии, в маленьком баварском городке. Его отец, р. Натан, умер еще до его рождения; ребенок воспитывался в доме деда, р. Моше Алеви, который был главным раввином Германии.

 

 

Изучал Тору и Талмуд у Маараля из Праги (см.). Под влиянием Маараля приобрел также обширные познания в кабале, философии, грамматике святого языка, а затем и в математике, естествознании и астрономии.

 

 

В 5357 /1597/ году, в возрасте восемнадцати лет, стал даяном в пражском суде, возглавляемом Мааралем, и входил в состав этого суда в течение двадцати восьми лет.

 

 

В 5369 /1609/ году – в год смерти своего наставника, Маараля, – р. Йом-Тов начал работу над комментарием к Мишне. Его объяснения отличались особой обстоятельностью и глубиной; во многих случаях, чтобы полнее раскрыть слова Мишны, ему приходилось прибегать к своим познаниям в естественных науках. По целому ряду вопросов молодой автор – р. Йом-Тову тогда едва перевалило за тридцать – убедительно оспаривал точку зрения, выраженную в уже ставшем классическим комментарии р. Овадьи из Бартануры (см.).

 

 

Книга была названа Тосафот Йом-Тов (Добавления Йом-Това) – в этом названии подразумевалось, что точно так же, как толкования тосафистов дополняли и уточняли комментарий Раши (см.) к Талмуду, новый комментарий р. Йом-Това призван дополнить и уточнить комментарий р. Овадьи из Бартануры на Мишну.

 

 

Комментарий р. Йом-Това был впервые издан в Праге в 5374 /1614/ году – в этот год автору исполнилось только тридцать пять лет.

 

 

В большинстве классических изданиях Мишны комментарий р. Йом-Това Геллера печатается рядом с основным текстом – наряду с комментарием р. Овадьи из Бартануры.

Тогда же, в пражский период своей жизни, р. Йом-Тов написал комментарий на кодекс Роша (см.) – этот комментарий состоял из трех частей, названных Мааданей Йом-Тов (Праздничные лакомства), Пильпула харифта (Острые рассуждения) и Диврей хамудот (Желанные речи). Комментарий вышел в свет в Праге в 5379 /1619/ году.

 

 

В классических изданиях Талмуда он печатается в приложении, рядом с основным текстом кодекса Роша.

В этих книгах, прославивших имя р. Йом-Това Геллера, в полной мере проявилось влияние его учителя, Маараля, – и в привитом с юности интересе к углубленному изучению Мишны, и в особом аналитическом подходе к законотворчеству. Один из последующих пражских раввинов, р. Шломо-Йеуда Рапопорт (см.), подчеркивал, что «великая мудрость Маараля наиболее полно выразилась не в создании Голема (искусственного человека), но в ученике, ставшем его преемником, – в великом мудреце и гаоне, авторе Тосафот Йом-Тов, который не отступал с путей, проторенных своим наставником, и во всем следовал за ним, и в законотворчестве, и в подходах к изучению Мишны и Талмуда, и в постижении естественных наук, и в вопросах этики и морали».

В 5385 /1625/ году р. Йом-Това пригласили возглавить общину столицы Моравии, города Никольсбурга (ныне Брно), в котором полувеком раньше начинал свою раввинскую деятельность Маараль. А уже полгода спустя р. Йом-Тов был избран на должность главы раввинского суда Вены.

В разгар Тридцатилетней войны, вспыхнувшей между протестантами и католиками еще в 5378 /1618/ году, император-католик Фердинанд II Габсбург для покрытия военных расходов обложил еврейские общины новым непомерным налогом. Р. Йом-Тов был назначен руководителем комиссии по распределению этих выплат. Стремясь облегчить положение неимущих, он переложил основную тяжесть платежей на плечи состоятельных членов общины. И тогда один из пражских богачей написал донос, обвинив р. Йом-Това в том, что в своих речах и сочинениях он поносит христианские святыни. Летом 5389 /1629/ года р. Йом-Тов был схвачен и посажен в заключение вместе с уголовными преступники. Церковный суд, заседания которого проходили в Вене, приговорил его к смертной казни – за оскорбление христианской веры и церкви. Благодаря усилиям многочисленных ходатаев император Фердинанд II «милосердно» заменил казнь баснословным штрафом в десять тысяч гульденов.

Р. Йом-Тов подробно описал свои злоключения в увлекательной автобиографической хронике Мегилат эйва (Свиток ненависти).

В 5391 /1631/ году разоренный р. Йом-Тов покинул пределы империи Габсбургов и переселился в Польшу. На протяжении ряда лет он был раввином в Люблине, Бриске (Бресте), Немирове, Людмире; активно участвовал в работе «Совета четырех земель».

 

 

В 5403 /1643/ году он был избран главным раввином Кракова, столицы Малой Польши, заменив на этом посту выдающегося законоучителя р. Йоэля Сиркиса (Баха; см.); возглавлял также краковскую ешиву.

 

 

В 5408-5409 /1648-1649/ годах р. Йом-Тов стал свидетелем трагедии, поразившей общины восточной Польши в дни восстания казаков, возглавляемых Богданом Хмельницким. Р. Йом-Тов сложил несколько траурных элегий (слихот), посвященных жертвам этих погромов.

 

 

Из других его сочинений наиболее известен кабалистический комментарий Тув таам (Добрый смысл), разъясняющий знаменитые толкования к Пятикнижию, написанные кабалистом из Испании р. Бахьей Ибн Халавой (см.).

 

 

Р. Йом-Тов Геллер умер в Кракове шестого элуля 5414 /1654/ года в возрасте семидесяти пяти лет.

 

 

 


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?