Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Образование, Скромность, Ассимиляция, Америка, Ешива, Рав Александр Кац
Раби Шрага-Фейвл Менделович (ок.5646-5708 /ок.1886-1948/ гг.) — выдающийся педагог и организатор еврейского образования в США, «отец американских ешив».
Родился в городке Вилаге, на границе Венгрии и Галиции.
Учился в ешиве закарпатского города Хуста, а затем — в венгерском городе Унсдорфе.
В семнадцать лет получил раввинское посвящение.
В последующие годы совершенствовал свои познания в знаменитой ешиве г. Пресбурга (Братиславы) — под руководством р. Симхи-Бунима Софера, сына р. Авраама-Шмуэля-Биньямина Софера (Ктав Софер) и внука основателя ешивы р. Моше Софера (Хатам Софер).
В 5673 /1913/ году, в возрасте двадцати семи лет, он эмигрировал в США и после ряда неудачных попыток заняться бизнесом стал преподавателем иврита в еврейской школе г. Скрантона, расположенного севернее Нью-Йорка.
Р. Менделович проявил себя чрезвычайно талантливым педагогом и решил сосредоточить свои усилия именно в области еврейского воспитания. В 5688 /1928/ году он организовал в Бруклине, еврейском центре Нью-Йорка, ешиву, получившую название Метивта Тора водаат («Ешива Торы и знания»).
Тонко понимая духовные запросы молодых американских евреев, р. Менделович сумел организовать дело так, что его ешива приобрела популярность и высокий авторитет. Он привлек к сотрудничеству знаменитых знатоков Торы, приехавших из Европы: р. Яакова Канторовича, р. Давида Лейбовича и р. Шломо Эймана — благодаря их влиянию уровень преподавания в ешиве приближался к уровню ведущих ешив литовского края.
Шаг за шагом осуществляя свою программу, р. Менделович основал в нью-йоркском районе Монси высшую талмудическую академию Бейт мидраш Эльон, призванную готовить раввинов и преподавателей Торы.
Последние годы жизни он посвятил созданию разветвленной сети еврейских школ, а для координации их деятельности основал организацию Тора умесора (Тора и традиция).
Школы этой сети были открыты не только в густонаселенных еврейских центрах северо-восточного побережья, но и в таких удаленных точках, как Атланта, штат Джорджия, или Даллас, штат Техас, — на юге страны. Наряду с Пятикнижием, Мишной и Талмудом, в школах р. Менделовича основательно изучали общеобразовательные предметы, что позволило привлекать к обучению в них и детей из семей, уже оторванных от мира Торы (R. Nachman Zakon The Jewish Experience p.178).
В 5680-е /1920-е/ — начале 5690-х /1930-х/ годов в Америке бытовал анекдот, ярко передающий отношение «новых американцев» к традиционному еврейскому воспитанию. Перед зажиганием субботних свечей еврейская мать с молитвой на устах бросает монетки в копилки, предназначенные для различных благотворительных целей. Так, перед тем, как опустить монетку в копилку с надписью «На больницы», она говорит: «Да убережет Творец моих детей от больниц!» и т.д. И когда она подходит к копилке с надписью «На ешивы», она говорит: «Да убережет Творец моих детей и от этого!» (Гдолей адорот).
Настойчивым трудом на протяжении ряда десятилетий р. Менделович сумел преодолеть в сердцах «новых американцев» страх перед «местечковым образованием» — обучение в школах и ешивах, основанной им сети, стало, что так важно в Америке, даже престижным и респектабельным. Один из духовных лидеров американского еврейства р. Аарон Котлер утверждал, что, «если бы не р. Шрага-Фейвл, Тора забылась бы среди евреев Америки» (там же).
При осуществлении всех своих начинаний р. Менделович, как правило, выдвигал на первый план своих соратников и сотрудников, а сам стремился оставаться в тени — на скромной роли администратора. Он даже предпочитал, чтобы его называли не «раби Менделович», а «мистер Менделович». Очень мало кто из окружающих знал, что, в действительности, он не только обладает званием раввина, но и, благодаря своим экстраординарным способностям, удостоился его еще в юности (R. Nachman Zakon The Jewish Experience p.178).
Обратив внимание на то, как искусно р. Менделович укрывается от славы и почестей, глава ешивы Поневеж в Бней-Браке р. Йосеф-Шломо Каханман сказал: «Раби Менделович не “мистер”, а нистар (скрытый праведник)» (Гдолей адорот).
Р. Шрага-Фейвл Менделович умер третьего элуля 5608 /1948/ года.
Перед смертью он произнес: «Я уверен, что мои ученики избавят меня от Геинома, — ведь они наверняка удостоятся Ган Эдена, а не может быть, чтобы ученики оказались в Ган Эдене, а их наставник — в Геиноме» (там же).
Р. Менделович вошел в историю еврейской общины США под почетным титулом «отца американских ешив».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?