Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Хатам Софер, Изучение Торы, Болезни, Рав Александр Кац, Комментарии
Раби Авраам-Шмуэль-Биньямин Софер (Ктав Софер; 5575-5632 /1815-1871/ гг.) — духовный лидер евреев Венгрии и Словакии.
Родился в Пресбурге (Братиславе) в первый день месяца адар 5575 /1815/ года. Сын главного раввина Пресбурга р. Моше Софера (Хатам Софер) и внук главного раввина Познани р. Акивы Эйгера.
В шестилетнем возрасте Шмуэль-Биньямин тяжело заболел (в дни болезни ему было добавлено имя — Авраам). Через несколько месяцев болезнь обострилась, и все врачи предсказывали смертельный исход. Были вызваны члены похоронного братства, которые установили свечи вокруг головы ребенка и в скорби ждали конца. И когда уже не оставалось никакой надежды, отец ребенка отвернулся к стене и обратился к Б-гу с молитвой, захватившей все его существо. Внезапно ребенок вышел из коматозного состояния и начал молиться вместе с отцом. …Когда служащие хевры кадиши собирали свои свечи и другие ставшие ненужными принадлежности, р. Моше Софер признался своим ученикам: «Я вымолил для него йовель — еще пятьдесят лет жизни» (Хут амешулаш).
Авраам-Шмуэль-Биньямин изучал Тору под руководством отца.
В четырнадцать лет он начал писать хидушим — аналитические заметки по поводу изучаемых книг, однако он никому не показывал свои записи, даже отцу. Никто в доме не знал, что он учился каждую ночь — вечером юноша ложился в кровать и ждал, пока отец пойдет спать, а затем вставал и учился до рассвета (там же).
В семнадцать лет он уже вел алахическую переписку с ведущими законоучителями Европы, и к нему обращались за решением спорных вопросов.
В восемнадцатилетнем возрасте он женился на Хаве-Лее Вайс, дочери состоятельного коммерсанта из галицийского города Горлица, который, согласно свадебному договору, содержал молодую семью в течение последующих шести лет. Все эти годы молодые жили в Пресбурге, рядом с р. Моше Софером, и р. Авраам-Шмуэль-Биньямин усердно занимался, как и прежде посвящая изучению Торы не только весь день, но и большую часть ночи (там же).
В возрасте двадцати двух лет он завершил свою первую книгу, названную Ктав Софер («Почерк писца»), — аналитические заметки к талмудическому трактату Гитин.
Книга вызвала значительный интерес, и в последующих поколениях ее название заменило собой имя автора.
В двадцать три года он начал давать уроки в доме учения своего отца. В 5600 /1840/ году, после смерти р. Моше Софера, двадцатипятилетний сын заменил его во главе общины Пресбурга и городской ешивы, в которой обучалось более пятисот юношей.
Теперь все свои самостоятельные исследования он был вынужден перенести только на ночные часы, и поэтому на сон оставалось еще меньше времени, чем раньше (там же).
На протяжении трех десятилетий р. Авраам-Шмуэль-Биньямин был одним из высших алахаческих авторитетов для евреев Австро-Венгрии — его многочисленные респонсы объединены в сборник Шеэлот веТшувот Ктав Софер (т.е. «Вопросы и ответы автора Ктав Софер»).
В своих респонсах он подчеркивал особую роль жены в еврейской семье. По его словам, из тысячи изучающих Талмуд лишь один становится законоучителем потому, что не часто находится жена, которая помогает своему мужу со спокойным сердцем трудиться над постижением Торы. «Самая благородная из женщин — та, которая помогает своему мужу в изучении Торы, принимая на себя заботу о пропитании семьи и содержании дома, — так, чтобы муж мог полностью сосредоточиться на словах Торы» (Шеэлот веТшувот Ктав софер, Орах хаим 20).
Следуя примеру отца, р. Авраам-Шмуэль-Биньямин уделял постоянное внимание сбору средств для знатоков Торы в Земле Израиля. В 5622 /1862/ году он основал первый колель (фонд) Шомрей аХомот («Стражи стен»), для поддержания выходцев из Венгрии и Словакии, создавших общину в Йерушалаиме.
В первый день месяца адар 5629 /1869/ года один из ближайших учеников, зайдя в комнату р. Авраама-Шмуэля-Биньямина, который был тогда уже общепризнанным духовным лидером поколения, застал его в слезах. «Раби! Что случилось?! Почему Вы плачете?» — в растерянности спросил ученик. «Мне сегодня исполнилось пятьдесят четыре года, — пояснил мудрец, — и я спрашиваю себя, на что я потратил все эти годы, нависающие над моей головой, подобно стене. Сколько драгоценных мгновений я потратил напрасно?! Я вижу, что до сих пор не обладаю ни познаниями в Торе, ни мудростью, ни праведностью, — и как я могу не плакать о впустую растраченных днях, которые уже не вернуть?!» (Маасей авотейну, Ваешев).
Р. Авраам-Шмуэль-Биньямин Софер — Ктав Софер — умер в Пресбурге девятнадцатого тевета 5632 /1871/ года, в возрасте пятидесяти шести лет.
С разрешения издательства Швут Ами
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Евреи вынуждены бежать из Старого города, чтобы не стать жертвами арабов
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?