Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Хасидский лидер и праведник

Раби Исраэль бар Барух Хагер из Вижницы (5620-5696 /1860-1936/ гг.) — выдающийся хасидский наставник.

Его прадедом был прославленный цадик р. Исраэль из Ружина, а дедом — р. Менахем-Мендл Хагер, основавший в 5614 /1854/ году хасидский «двор» в буковинском городе Вижницы.

Родился второго элуля 5620 /1860/ года и был назван в честь прадеда, р. Исраэля из Ружина.

В 5653 /1893/ году, после смерти отца, тридцатитрехлетний р. Исраэль встал во главе «двора» в Вижнице, и тысячи хасидов признали его своим духовным руководителем.

В годы первой мировой войны он перенес свой «двор» в венгерский город Гроссварден, где к его общине присоединилось множество хасидов из различных областей Венгрии.

Р. Исраэль из Вижницы был широко известен своим гостеприимством. В годы войны, несмотря на крайнюю стесненность в денежных средствах и чудовищную дороговизну военного времени, он предоставлял убежище в своем доме сотням молодых евреев, скрывающихся от призыва в армию (Маасей авотейну, Цав).

Для некоторых из этих юношей ему даже удавалось добиться освобождения от рекрутского набора — и порой при весьма загадочных обстоятельствах. Одного призывника он направил в соседний город, сказав, чтобы тот разыскал местного шойхета, который поможет ему в решении проблемы. Однако шойхет крайне удивился неожиданному визиту — ведь с армией у него не было никаких связей. Тем не менее, шойхет отправился вместе с юношей в Гроссварден, чтобы выяснить, почему глубоко почитаемый Ребе велел обратиться именно к нему. В вагоне поезда они сели на свободные места рядом с офицером. Вдруг офицер с криком радости заключил шойхета в объятия. Оказалось, что в детские годы они были ближайшими соседями и друзьями, но с тех пор не виделись много лет. В завязавшемся разговоре шойхет объяснил другу детства причину своей поездки. Попросив у призывника его повестку, офицер побледнел и сказал: «Это моя подпись!.. Могу ли я вместе с вами посетить мудреца, который заранее предвидел все, что произошло в этом вагоне?!» Достигнув Гроссвардена, все трое получили благословение от р. Исраэля, а спустя несколько дней, офицер, пользуясь своей властью, освободил юношу от призыва (там же, Масей).

Наряду с укрывающимися от армии, в доме р. Исраэля питалось также множество еврейских солдат, не желавших оскверняться некошерной пищей из армейских котлов. Позднее р. Исраэль даже организовал при своем «дворе» специальную кухню для солдат-евреев из частей, стоявших вокруг Гроссвардена (там же, Цав).

Р. Исраэль отличался высочайшей порядочностью и пунктуальностью в имущественных вопросах — и не только в отношении отдельных людей, но и в отношении общественных служб.

Однажды из-за давки, царящей в поезде, кондуктор не сумел протиснуться в ту часть вагона, где ехал р. Исраэль. И по окончании путешествия Ребе сам проколол свой билет и не стал использовать его для иных поездок (там же, Ваикра).

В другой раз перед посадкой в поезд он не успел купить билет — однако контролер в вагоне не появился, и р. Исраэль благополучно доехал до места назначения. Тем не менее, сойдя с поезда, он тут же купил билет на уже совершенную поездку и разорвал его (там же).

Когда ему приходилось пересылать свои письма с оказией, он, как правило, покупал соответствующее количество марок, чтобы не наносить убыток почтовому ведомству (там же).

Р. Исраэль из Вижницы прославился как защитник неимущих и обездоленных.

Однажды он пришел в гости к директору городского банка и в течение нескольких минут просидел молча. Хозяин дома также не решался прервать молчание. Наконец, р. Исраэль поднялся и пошел к выходу. Заинтригованный банкир взялся проводить его, но и по дороге мудрец молчал. Наконец, не выдержав, банкир спросил его о цели загадочного визита. «Я заходил к тебе, чтобы выполнить заповедь», — объяснил Ребе. «Какую заповедь?!», — изумился банкир. «По словам наших мудрецов, — пояснил р. Исраэль, — точно так же, как человеку заповедовано произнести наставление, которое будет воспринято, ему заповедовано не произносить наставление, которое не будет воспринято (Йевамот 65б). Вот эту заповедь “Не произносить…” я и выполнил!». Заинтригованный еще больше банкир стал допытываться, какое именно наставление утаил от него мудрец. В конце концов, уступив его настойчивым уговорам, р. Исраэль рассказал, что одна вдова задолжала его банку крупную сумму, и теперь, в уплату долга, банк собирается продать с молотка ее дом. «Бедная вдова останется без крыши над головой, — заключил р. Исраэль. — Необходимо простить ей долг». «Это невозможно!» — сказал банкир. «Я и говорил, что такое наставление не будет тобой воспринято», — отпарировал р. Исраэль. После нескольких дней мучительных размышлений банкир покрыл долг вдовы из своего кармана (Гдолей адорот).

Р. Исраэль из Вижницы умер второго сивана 5696 /1936/ года.

Во главе хасидской общины его сменили сыновья р. Хаим-Меир из Вижницы (см.) и р. Элиэзер из Вижницы (Дамесек Элиэзер), перенесшие свои «дворы» на Землю Израиля.

Его толкования Торы были изданы сыновьями под заглавием Аават Исраэль (Любовь к народу Израиля) — по их мнению, именно такое название книги в наиболее полной мере отражало жизненное кредо автора.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?