Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся хасидский наставник, один из духовных лидеров поколения

Раби Исраэль бар Давид-Моше Фридман (р. Исраэль из Чорткова; 5614-5694 /1854-1933/ гг.) — выдающийся хасидский наставник, один из духовных лидеров поколения.

Происходил из рода царя Давида.

Прямой потомок одного из основателей хасидского движения р. Дова-Бера, Магида из Межерича.

Его дед, прославленный хасидский праведник р. Исраэль из Ружина, спасаясь от преследований царских властей, принял подданство Австро-Венгрии и перенес свой «двор» в буковинский городок Садигуру (Садгору).

Родился десятого ияра 5614 /1854/ года.

В 5619 /1859/ году его отец, р. Давид-Моше, основал хасидский «двор» в галицийском городе Чорткове, стоящем на реке Серет.

В 5631 /1871/ году семнадцатилетний р. Исраэль женился на своей двоюродной сестре Рухаме-Бат Шеве, дочери своего дяди р. Авраама-Яакова Фридмана из Садигуры.

В 5664 /1903/ году, после смерти отца, р. Исраэль сменил его во главе «двора» в Чорткове — тысячи, а затем и десятки тысяч хасидов, потянулись к нему за благословением и наставлением.

В годы первой мировой войны р. Исраэль перенес свой «двор» в столицу Австрии — Вену. В 5680-е /1920-е/ годы он приобрел статус одного из духовных лидеров поколения — к его мнению прислушивались в большинстве общин Европы, как хасидских, так и литовских. Среди его учеников были авторитетнейшие знатоки Торы — в том числе, и р. Меир Шапиро, инициатор программы Даф Йоми (дневной лист Талмуда).

Р. Исраэль из Чорткова явился одним из организаторов и руководителей всемирной конфедерации харедимных общин Агудат Исраэль (Единство Израиля): в 5683 /1923/ году в Вене, под его патронажем, состоялся исторический конгресс Агудат Исраэль, получивший название Акнесия агдола (Великое собрание), — в работе этого форума принимали участие более девятисот делегатов из двенадцати европейских стран, а также из США, Земли Израиля и Ирака.

Одной из приоритетных задач в деятельности Агудат Исраэль р. Исраэль считал совершенствование системы еврейского воспитания — ведь основы веры у нового поколения должны быть настолько прочными, чтобы оно смогло противостоять дезориентирующему влиянию окружающего светского общества, реформизма и сионизма. Р. Исраэль видел национальную трагедию в том, что сионистское движение приобрело доминирующее положение на Святой Земле. Он говорил: «Несколько раз в течение истории еврейский народ стоял на пороге полного избавления, но каждый раз грехи народа искажали ситуацию. В период Второго Храма Геула (конечное избавление) уже пробуждалась, но все было приостановлено основателем христианства. В 5408 /1658/ году еврейский мир вновь стоял на пороге избавления, но реализации геулы помешал лже-мессия Шабатай Цви. И в наши время начиналось великое пробуждение, ведущее к геуле, но, из-за многих наших грехов, все испортили сионисты» (Мааданей Йосеф с.268).

Свои толкования Торы р. Исраэль из Чорткова изложил в ряде книг, заглавие каждой из которых включает его имя: Атерет Исраэль (Корона Израиля), Тиферет Исраэль (Великолепие Израиля), Незер Исраэль (Венец Израиля) и Исмах Исраэль (Возрадуется Израиль).

Р. Исраэль из Чорткова умер тринадцатого кислева 5694 /1933/ года. Похоронен в Вене.

Во главы хасидской общины его сменил сын р. Нахум-Мордехай из Чорткова (5634-5706 /1874-1946/ гг.) — в 5699 /1939/ году, перед самым началом второй мировой войны, он перенес свой «двор» на Землю Израиля, в г. Тель-Авив.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?