Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Аскала, Тора и наука, Рав Александр Кац
Раби Шломо-Йеуда-Лейб Рапопорт (Шир; 5550-5628 /1790-1867/ гг.) — законоучитель и историк еврейской мысли.
Родился в галицийском городе Лемберге (Львове), отошедшем при разделе Польши под власть Австро-Венгрии.
Женился на дочери выдающегося законоучителя р. Арье-Лейба Акоэна Геллера (Кцот ахошен). Написал аналитические заметки на одну из знаменитых книг тестя Авней милуим («Камни для наполнения»), посвященную семейному праву.
В 5597 /1837/ году Шир (аббревиатура слов «Шломо-Йеуда Рапопорт») возглавил общину г. Тернополя, но уже спустя год под давлением местных хасидов он был вынужден покинуть город.
В 5600 /1840/ году стал главным раввином Праги.
Шир написал целый ряд значительных сочинений по еврейской истории и библиографии. В книге Йериот Шломо («Свитки Шломо») он воссоздал творческие портреты выдающихся мудрецов раннего средневековья: р. Сеадьи Гаона, р. Нисима бар Яакова (р.Нисима Гаона), р. Хананеля бар Хушиэля (рабейну Хананеля) и р. Натана из Рима, автора талмудического словаря Арух.
В 5612 /1852/ году Шир издал первый том своей талмудической энциклопедии, названной Эрех милин («Порядок тем»). В этом энциклопедическом словаре он разработал аналитический подход к изучению еврейской истории, при котором талмудическая литература рассматривалась в свете данных общей историографии и даже археологии.
Эта работа осталась незавершенной, но опробованный в ней подход к решению талмудических проблем оказал значительное влияние на позднейших галицийских «просветителей», использовавших его для критики «раввинизма», — хотя сам Шир при жизни решительно выступал против всяких «реформаторов веры».
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?