Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
От имени рава передают, что одной из причин еврейских погромов Богдана Хмельницкого было то, что евреи того времени не придавали большого значения соблюдению запрета посторонних разговоров в синагоге. Рав Тосфот Йом-Тов является автором молитвы Ми шеБерах, которую читают в синагогах в Шаббат после чтения Торы.

Рав Йом-Тов Липман Геллер (Валлерштейн, Бавария, 1579 — Краков, 1654) — выдающийся раввин и общественный деятель. Образование получил, главным образом, в Праге под руководством известных талмудистов рава Йеуды-Лейба бен-Бецалель и рава Шломо-Эфраима из Ленчицы.

Где бы рав Йом-Тов Липман ни состоял раввином, он всегда принимал горячее участие в местных еврейских делах. Благодаря бескорыстному и честному отношению к своей общественной деятельности, он приобрёл множество ярых врагов. Долгое время он был судьёй в Праге, в 1624 году был приглашён в Никольсбург на должность раввина. Но через год мы его встречаем в качестве раввина уже в Вене, где тогда только зарождалась новая община в гетто «Им унтерн Верд». Здесь рав Геллер принялся активно организовывать общинные учреждения, выработав, в том числе, устав общины. Имя его как учителя уже пользовалось известностью и привлекало в Вену многих учеников. Здесь рав Геллер близко познакомился с врачом и учёным Аароном Луцерной.

В 1627 году рав Геллер принял в Праге должность верховного раввина всех богемских евреев. Одновременно он был председателем комиссии по распределению военной подати в 40 тысяч гульденов между пражскими евреями. Нашлись лица, обвинившие его в пристрастности и донесшие императору, будто он в одном из своих сочинений позволил себе нападки на христианство.

Фердинанд II приказал наместнику Богемии прислать рава Йом-Това Липмана Геллера в оковах в Вену, но видному деятелю и финансисту Басеви фон-Трейенбергу удалось выхлопотать разрешение наместника, чтобы рав отправился один, без стражи. Правление общины поручилось за его своевременную явку в Вену. Здесь он был заключён в тюрьму вместе с людьми, совершившими тяжкие преступления.

На суде рав Геллер блестяще защищался. Его обвинили в том, что он восхвалял Талмуд, осуждённый папами на сожжение, и тем самым совершил преступление против христианской религии. Рав Геллер ответил, что ни единым словом не нападал на христианство, но ему как раввину надлежит восхвалять Талмуд. Суд вынес следующий приговор: подсудимый заслужил смертную казнь, но император настолько милостив, что заменяет ему казнь денежным штрафом в 12 тысяч талеров.

Когда рав Геллер стал уверять, что он не в состоянии достать такую сумму, канцлер пригрозил ему, именем императора, унизительным наказанием — публичным бичеванием в Вене и Праге. Общественным деятелям венской и пражской общин удалось, в конце концов, выхлопотать уменьшение штрафа до 10 тысяч гульденов с рассрочкой уплаты. После сорокадневного ареста р. Йом-Тов Липман Геллер был освобождён (14 августа 1629 года).

Вскоре рав Геллер принял приглашение на должность раввина в «большой общине земли русской», Немирове, а в 1634 занял место главного раввина во Владимире-Волынском, «одной из четырёх первенствующих общин Волыни». Рав Геллер оставался здесь до 1644 года, играя видную роль в общественной жизни волынского еврейства, организованного в особый Ваад. Этот Ваад часто посылал рава Геллера своим представителем в Ваад четырёх стран.

С самого начала раву Геллеру приходилось бороться с существенным злом в общественной жизни волынских евреев — продажей некоторым недостойным лицам раввинских должностей местными властями, воеводами и старостами. Рав Геллер заставил старшин Владимирского кагала налагать херем, т. е. отлучение от общины, на «раввинов», покупающих должности, а также на общины, приглашающие таких «раввинов». Благодаря этой деятельности рав Геллер вновь приобрёл многочисленных врагов, они доносили на него властям, но рав Геллер продолжал действовать согласно своим убеждениям и на съезде четырёх главных волынских общин в Вишневце (1635) провёл, при поддержке остальных депутатов, постановление, запрещающее приобретать раввинские должности за деньги. Это решение рав Геллер предложил на Вааде четырёх стран в Ярославе, где оно было подтверждено. Однако, волынские кагалы не успокоились. Трения между ними и равом Геллером продолжались и в последующие годы. Староста даже предписал раву оставить Владимир-Волынск, но затем приказ этот был отменён.

В 1644 году рав Геллер принял почётный пост главного раввина краковской общины, а после смерти главы краковской йешивы, рава Йеошуа Гешеля (1647), занял, кроме того, и эту должность. В Кракове рав Йом-Тов Липман Геллер провёл последнюю часть своей жизни. Грозные события 1648 года заставили его смягчать брачные законы в виду того, что многие мужья пропали без вести.

Рав Геллер составил описание своей жизни, начиная с доноса в Праге и заканчивая приглашением в Краков; в день первого события, 5 таммуза, он установил в своей семье пост, а в день второго события, 1 адара, — радостное торжество.

Рав Йом-Тов Липман Геллер был великим галахистом. Его объяснения отличаются логичностью и простотой. Труды р. Геллера: «Цурат а-Байт» — о форме Храма по видению пророка Йехезкеля (Прага, 1602); комментарий к «Бехинат Олам» р. Йедайи Бедерси (Прага, 1598); «Тув Таам», каббалистический комментарий на толкование Пятикнижия р. Бхайи; «Тосафот Йом Тов» — комментарий к шести разделам Мишны (впервые издан с текстом Мишны, Прага, 1614—17, Краков, 1643, 1645); примечания к «Гиват а-Морэ» р. Йосефа а-Леви (Прага, 1612); «Мааданей Мелех» и «Лехем Хамудот» — двойной комментарий к «Галахот» р. Ашери на трактаты Брахот, Хуллин, Бехорот и Нида; «Мааданей Мелех» и «Пилпела Харифта» — четвёртая часть предшествующего комментария на «Галахот» р. Ашери, Незикин; перевод на идиш сочинения р. Ашери по этике «Орхот Хаим» (Прага, 1626); «Мальбушей Йом-Тов» — критические заметки к комментарию р. Мордехая Йаффе «Левуш»; проповедь, произнесённая в Вене при прекращении холеры (Прага, 1626); комментарий к комментарию р. Ибн-Эзры на Пятикнижие; «Лекет Шошаним» — о грамматическом сочинении «Аругат а-Босэм»; заметки к «Арбаат а-Турим», раздел «Эвен а-Эзер»; «Друш а-Левана» — сочинение по астрономии (Вильна, 1866); «Даркей Ораа» — руководство к разрешению галахических вопросов при разногласии авторитетов; «Торат а-Ашам» — о произведении р. Моше Иссерлеса (РАМА) «Торат Хатат»; «Шеэлот у-Тшувот» — ответы на галахические вопросы, часть из них была издана в сборнике «Цемах Цедек», ещё одна часть — в «Геоним Батраэй»; «Сэдер Шмот Гиттин»; «Парашат а-Ходеш» — комментарий к произведению Маймонида (Рамбама) «Кидуш а-Ходеш»; «Брит Мелах» — о кошеровании мяса с помощью соления (Амстердам, 1718).

Кроме того, рав Геллер автор двух «слихот» на день 14 хешвана — в память о спасении пражских евреев во время Тридцатилетней войны, в 1618—20 годах. Предисловие р. Геллера к «слихот» представляет также большой исторический интерес. Он пишет: «В первый день недели, 12 мархешвана 1620 года началось сражение, и евреи вынуждены были заниматься военными сооружениями, а в третий день недели, 14 мархешвана, мы оказались в большом бедствии до наступления перемирия вечером. И, слава Б-гу, военное начальство относилось к нам с благоволением, расставляя стражи по улицам, ибо таково было повеление императора, чтобы военные отряды не трогали евреев, ни их самих, ни их имущества, а тщательно охраняли их. В течение целого месяца царили грабёж и насилие, евреи же были пощажены. Поэтому пражские мудрецы с согласия рава Йешайи Сегаля постановили ознаменовать день 14 мархешвана постом и молитвой».

Рав Геллер также автор трёх «слихот», посвящённых резне, учинённой в 1648 году Хмельницким. Ещё в начале 20 в. их ежегодно читали в некоторых общинах 20 сивана.

Кроме того, рав Геллер составил благословение «Ми-ше-берах», произносимое в синагогах в субботу после чтения Торы.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?