Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся мыслитель, духовный лидер евреев Испании

Раби Хасдай бар Авраам Крескас (5100-5172 /1340-1412/ гг.) — выдающийся мыслитель, духовный лидер евреев Испании.

Изучал Тору в Барселоне у Рана, а его старшим соучеником и ближайшим другом был р. Ицхак бар Шешет (Риваш;).

В 5130 /1370/ году, вместе со своим наставником и Ривашем, р. Крескас был схвачен по ложному доносу и подвергнут заключению. После освобождения он переселился в Сарагосу и стал даяном (судьей) общины этого города.

В 5151 /1391/ году во время антиеврейских гонений, охвативших большую часть Испании, погиб единственный сын р. Крескаса, едва достигший двадцатилетнего возраста.

В период этих погромов было убито более ста тысяч евреев, еврейские кварталы городов опустели.

В 5153 /1393/ году р. Крескас получил разрешение властей воссоздать общину в Барселоне, а затем и в Валенсии. Он основал ешиву и подготовил множество учеников; наиболее выдающимся среди них был р. Йосеф Альбо, автор знаменитой Сефер Аикарим (Книги основ).

Раби Крескас стал общепризнанным главой нового поколения евреев Испании.

В 5170 /1410/ году р. Крескас завершил свой основной труд — философский трактат Ор Ашем (Свет Всевышнего). В этой книге он оспаривает философские концепции Рамбама, восходящие к метафизике Аристотеля.

В тот период книги Аристотеля, переведенные на иврит, овладели умами евреев Испании, и поэтому возрождение еврейского самосознания было невозможно без преодоления этой духовной власти. Р. Крескас подчеркивал, что к подлинному познанию Всевышнего приводит не интеллектуальное конструирование, а приобщение к традиции, основанной на пророческом откровении.

Особенно глубоко р. Крескас разрабатывает учение о непрерывном Творении. Он развивает заложенную в Талмуде идею о том, что Всевышний извечно созидал непрерывный ряд миров, вступающих в бытие после разрушения предыдущей Вселенной — в Торе же указан лишь порядок сотворения нашего мира, поскольку остальные миры находятся вне сферы нашего восприятия, ограниченного рамками пространства и времени.

Р. Крескас говорит о том, что Творение стало выражением любви Творца к человеку, а наше служение, заключающееся в выполнении Его заповедей, должно стать выражением нашей ответной любви к Творцу.

Мировоззренческие концепции р. Крескаса перешагнули границы еврейского мира — его аргументы, направленные против метафизики Аристотеля, широко использовали знаменитые итальянские мыслители Возрождения Пико дела Мирандола и Джордано Бруно. Его концепция бесконечности легла в основу современных научных представлений о бесконечной Вселенной.

Р. Крескас умер в Сарагосе, в 5172 /1412/ году.

С разрешения издательства Швут Ами


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?