Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Личный врач халифа и выдающийся законовед

Раби Хисдай бар Ицхак Ибн Шапрут (ок. 4675-4730 /ок. 915-970/ гг.) — глава еврейской общины Андалузии.

Был сыном богатого купца, который поселился в Кордове, столице арабского халифата.

Изучал медицину и имел обширную врачебную практику: он первым использовал для лечения эликсир из корня «фарук», ставший очень популярным среди арабов. Р. Хисдай был приглашен врачом ко двору халифа Абд аль-Рахмана III, а затем стал личным врачом халифа и его главным визирем. Выполнял многочисленные дипломатические поручения — благодаря его усилиям халиф заключил мир и установил дипломатические отношения со своими христианскими соседями, королями Навары и Леона. Р. Хисдай оставался главным визирем и при следующем халифе Кордовы, Хакиме.

Наряду с этим р. Хисдай Ибн Шапрут был главой еврейской общины в арабской части Испании. Современники утверждали, что именно он «открыл евреям Андалузии врата к познанию законов». По свидетельству современников, он сам «был выдающимся знатоком-законоведом», и именно он пригласил раввином в Кордову мудреца из Вавилонии р. Моше бар Ханоха (см.), а затем поддерживал его сына, р. Ханоха бар Моше (см.).

Р. Хисдай Ибн Шапрут установил обмен письмами с евреями Хазарского каганата. Услышав от купцов из Хорасана и Византии, что в прикаспийских степях существует могучее еврейское государство, Ибн Шапрут сразу же направил послание царю хазар, кагану Йосефу. Он писал, что, если сведения об еврейском государстве в Хазарии подтвердятся, он готов «пренебречь своим почетом и отказаться от своего сана, чтобы, совершив путешествие по горам и холмам, по морю и суше, …увидеть своими глазами величие и славу …уцелевшего остатка Израиля». В письме содержалось множество вопросов об истории и современном положении еврейского государства, р. Хисдай спрашивал «из какого колена» евреи Хазарии и «на каком языке они говорят».

Письмо было переправлено через Венгрию и Русь. Сохранился ответ, написанный каганом Йосефом на иврите: каган сообщал, что, хотя хазарский народ происходит от Яфета и не родственен евреям по крови, тем не менее, несколько столетий назад цари хазаров приняли иудаизм, «укрепив веру согласно закону и правилу», — в Итиль, столицу Хазарии, пригласили «множество мудрецов израильских, и они разъяснили двадцать четыре книги Писания, Мишну, Талмуд и весь порядок молитв; были построены дома молитвы и дома учения». «Наши глаза, — писал каган Йосеф, — устремлены к Г-споду, Б-гу нашему, и к мудрецам израильским…, и к ешиве, которая в Вавилонии». «С помощью Всемогущего я пребываю в покое», — констатировал он.

Каган Йосеф оказался последним из тринадцати еврейских царей Хазарии: его ответ Ибн Шапруту был отправлен не позднее 4721 /961/ года, а уже в 4725 /965/ году после ряда опустошительных набегов киевский князь Святослав, как свидетельствует русская летопись, «одолел хазар и город их взял». По словам арабского историка, «русы разрушили все и разграбили все, что принадлежало людям хазарским».

Р. Хисдай Ибн Шапрут умер в 4730 /970/ году в Кордове, так и не совершив заветного путешествия на восток.

С разрешения издательства Швут Ами


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?