Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Талмуд, Амораим, Рав Александр Кац, Тверия
Раби Ирмия — руководитель ешивы в Тверии.
Родился в Вавилонии; в юности переехал в Землю Израиля. Учился у р. Йоханана (см.) в Тверии; однако основным его наставником стал р. Зейра (см.), называвший р. Ирмию своим «сыном» (Моэд катан 4а). Р. Зейра утверждал: со времен поколения р. Акивы не было подобного р. Ирмии в прилежании, усидчивости и тяге к изучению Торы (ИТ Недарим 8:2).
Для метода исследований р. Ирмии была характерна постановка самых неожиданных и парадоксальных вопросов с целью выяснить все аспекты применения законов Торы, и даже в ситуациях, которые, на первый взгляд, вообще не встречаются в реальности или же случаются крайне редко. Много раз, завершая обсуждение поставленной им проблемы, Талмуд вынужден констатировать: тейку — «вопрос не разрешен», «ответа не найдено» (см. Шабат 38б; Сукка 33а).
Так, например, когда мудрецы обсуждали закон о птенце, выпавшем из голубятни, — «если он был обнаружен в пределах 50 локтей от голубятни, нашедший обязан вернуть его хозяину, но если вне 50 локтей, нашедший может взять его себе», — р. Ирмия спросил: «А каков закон в случае, если одна нога птенца в пределах 50 локтей, а вторая — вне?». Рассказывается, что за этот вопрос мудрецы удалили р. Ирмию из дома учения — «потому что он замучил их своими вопросами» (Бава батра 23б, Раши). Однако, не сумев обойтись без него при решении очередной сложной проблемы, они вскоре попросили его вернуться (там же 165б).
Подобно своему наставнику р. Зейре, р. Ирмия перенял методы изучения Торы, применяемые в ешивах Земли Израиля. В то же время о путях постижения Торы, принятых в Вавилонии, он отзывался весьма скептически, называя их «тьмой» и «мраком» (Санхедрин 24а, Песахим 34б).
Вместе с тем, выдающиеся мудрецы Вавилонии Абае (см.) и Рава (см.) высоко ценили его, утверждая, будто «он один стоит нескольких мудрецов» (Ктубот 75а). В Вавилонском Талмуде многократно приводится его мнение; более того, если в Вавилонском Талмуде написано: «Так сказали на Западе (т.е. в Земле Израиля)», то всегда имеется в виду именно его точка зрения (Санхедрин 17б).
В течение ряда лет р. Ирмия возглавлял ешиву в Тверии (ИТ Шабат 19:1).
Р. Ирмия погребен в Тверии (Седер адорот). Он завещал после смерти облачить его в белые одежды, на ноги надеть сандалии и вложить в руку посох — чтобы он был готов к воскрешению мертвых, которое произойдет с приходом Машиаха (ИТ Килаим 9:3).
С разрешения издательства Швут Ами
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Евреи вынуждены бежать из Старого города, чтобы не стать жертвами арабов
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?