Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Изучение Торы, Заработок, Мудрецы Мишны, Александр Кац, Сифра
Раби Йеуда бен Илай (в Мишне назван просто «раби Йеуда») — один из ближайших учеников р. Акивы.
Родился в городе Уше, в Нижней Галилее. Его первым наставником был отец, раби Илай, выдающийся знаток Торы, ученик р. Элиэзера бен Орканоса (см.).
Р. Йеуда продолжил образование в Лоде у р. Тарфона (см.), которому он прислуживал; р. Тарфон очень привязался к нему и называл его «сыном». Среди его учителей были также р. Элазар бен Азария (см.) и р. Ишмаэль бен Элиша (см.).
Но главным его наставником стал р. Акива, который обучал его путям толкования Торы. Подход р. Акивы отражен в алахическом мидраше Сифра (на книгу Ваикра), записанном со слов р. Йеуды. В Талмуде указывается, что в этом мидраше р. Йеуда «запечатлел то, что перенял от р. Акивы» (Раши на Санхедрин 86а).
Р. Йеуда был одним из пяти учеников р. Акивы, которые после гибели учителя получили смиху и звание «раби» от р. Йеуды бен Бавы (см.). Вместе с другими учениками р. Акивы он сыграл решающую роль в возрождении мира Торы после гонений императора Адриана — Талмуд говорит, что «они восстановили власть Торы» (Йевамот 62б). По инициативе р. Йеуды вновь воссозданный Санхедрин разместился в его родном городе Уше, ставшем центром изучения Торы.
Имя р. Йеуды упоминается в Мишне более 600 раз; его мнение приводится во всех, за исключением одного (Киним), трактатах Талмуда. И в тех случаях, когда его точка зрения не совпадает с мнениями его оппонентов, р. Меира (см.) или р. Шимона бар Йохая (см.), закон, как правило, устанавливался в соответствии с его точкой зрения (Эрувин 46б, Бейца 27а).
В Тосафот (см. Гитин 67а) объясняется, что, хотя «р. Меир, обладая более острым умом, немедленно подмечал все противоречия в позиции оппонента, р. Йеуда был более уравновешен и последнее слово оставалось за ним».
Талмуд называет р. Йеуду «благочестивым» (Бава кама 103б). Он был очень беден, но отказывался принимать пожертвования и не гнушался тяжелым трудом, чтобы заработать на пропитание. Вместе с тем, он полагал, что «основа жизни — изучение Торы, а ремесло — лишь средство для этого», и если «ремесло становится главным делом жизни, а изучение Торы — второстепенным, то ни Тора, ни ремесло не дадут благих результатов» (Брахот 35б).
В Талмуде рассказывается, что лицо р. Йеуды всегда светилось. Но особенно он преображался при приближении Субботы: «омывшись горячей водой, он облачался в белые покрывала, и восседал, подобный ангелу Б-га Воинств» (Шабат 25б).
Из всех своих соратников р. Йеуда был особенно близок с р. Шимоном бар Йохаем — они вместе изучали сокровенные разделы Торы.
Ближайшим учеником р. Йеуды был р. Йеуда Анаси (см.), составитель Мишны.
Р. Йеуда похоронен у дороги к северу от деревни Эйн Зейтим в Верхней Галилее, поблизости от пещеры, в которой погребен его отец, р. Илай.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?