Темы: Молитва, Шахарит, Моше Сытин
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый раввин! У меня работа начинается очень рано утром: в 4 часа утра я уже должен выходить из дому. Скажите, пожалуйста, могу ли я в связи с этим возлагать тфилин и молиться Шахарит примерно в 3:15 утра, не слишком ли это рано? Спасибо заранее!
Здравствуйте! Спасибо за Ваш вопрос. С такой проблемой сталкиваются все религиозные евреи, которые живут в странах Европы и СНГ и отправляются рано утром на работу в зимнее время. Солнце встает достаточно поздно, а работа начинается рано, и большинство людей встречает рассвет либо в дороге, либо уже на рабочем месте. В этих условиях остро встает вопрос об утренней молитве, ведь дома время молитвы еще не наступает, а молиться на работе не всегда представляется возможным. Более того, даже если такая возможность существует, не всегда это разрешено Законом, ведь есть запрет отправляться в дорогу и заниматься своими делами до молитвы. Чтобы разобраться, как поступать в такой ситуации, нужно небольшое предисловие, чтобы объяснить некоторые понятия, связанные со временем в Галахе, которые необходимы для понимания закона.
Прежде всего, следует заметить, что утренняя молитва не «привязана» к определенному часу ночи или дня. Время, подходящее для утренней молитвы, определяется в зависимости от восхода солнца (сколько времени осталось до восхода) и продолжительности светового дня. Эти факторы меняются в зависимости от времени года и местности, где находится молящийся. Поэтому для того, чтобы понять, как поступать в Вашей конкретной ситуации, необходимо знать, о каком отрезке времени светового дня мы говорим. Ведь чем позже восход солнца, тем проблематичней ситуация с молитвой.
Давайте разберем все возможные варианты, поскольку каждый из них может быть актуален в разное время года.
В Галахе существует несколько временных рубежей, означающих наступление светового дня в связи с исполнением различных законов. В этом отношении существует различие между временем, когда можно произносить утренние благословения, благословения на облачение в талит и тфилин, временем, когда можно читать Шма и Амиду. Перечислим основные периоды, на которые делится утреннее время в Галахе:
Итак, получается, что оптимальным моментом для начала утренней молитвы является время после ми-ше-йакир, но незадолго до нэц а-хама, так, чтобы молитву Амида можно было бы начать уже после рассвета. Тем, у кого такой возможности нет и кому необходимо выйти из дома раньше, поступать нужно следующим образом:
Вернемся к Вашему конкретному вопросу. Вы выходите очень рано, поэтому должны молиться в 3:15 утра. Первым делом нужно установить, к какому галахическому отрезку времени относится 3:15 ночи там, где Вы живете. Определить это самим практически невозможно, поэтому нужно воспользоваться еврейским календарем, где указано время для молитв, актуальное в Вашем городе. Но в качестве примера давайте разберем, что делать в такой ситуации жителю Берлина (Германия). В Берлине 22 июня 2013 г. период ми-ше-йакир наступает в 2:44 ночи, а солнце восходит в 4:43. Таким образом, прочесть Амиду после восхода солнца не получается, поэтому поступать нужно соответственно пункту №1, а именно: читать всю молитву до восхода солнца, но после времени ми-ше-йакир. (Это относится и к ситуации, когда у Вас будет возможность молиться в дороге или на работе). Но 22 декабря тот же ми-ше-йакир начинается в 6:55 утра, а алот а-шахар в 6:21. Тогда нет никакой возможности молиться в 3:15, т.к. это — время до алот а-шахар. Поэтому в этот период года молиться придется при наступлении подходящего времени, в дороге или на рабочем месте.
С уважением, Моше Сытин
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
О молитве
Рав Элияу Тавгер,
из цикла «Уроки по РАМБАМу. Молитва»
Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»
Сказать, что у девяноста девяти процентов молящихся сложности с сосредоточением в молитве, было бы неправдой. Эта проблема затрагивает все сто процентов молящихся. Глава из книги «Тайна восемнадцати благословений»
Неизвестный автор
Утренняя молитва для солдат.
Рав Авраам Куперман,
из цикла «Молитва новолетия»
Хава Куперман,
из цикла «Молитва «Шмоне эсре»»
Рав Зеев Гринвальд,
из цикла «Суббота, праздники, будни»
Порядок субботних молитв и трапез
Рав Моше Сытин
Когда распространился обычай так начинать свои записи?
Рав Моше Сытин
Как определить область «пеот»?
Рав Моше Сытин
Ведь так мы изменяем тот свой образ, который сотворил Б-г?
Рав Моше Сытин
Если человек может работать, но предпочитает кормиться подаянием, он все равно настоящий нищий?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону