Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Один из духовных лидеров еврейской общины Нидерландов

Раби Яаков-Йеуда бар Арье-Леон (Темпело; 5363—5435 /1603—1675/ гг.) — один из духовных лидеров еврейской общины Нидерландов.

Родился в Гамбурге в семье марранов, бежавших с Пиренейского полуострова.

Изучал Тору в Амстердаме у р. Ицхака Узиэля (см.), руководителя общины Неве шалом (Обитель мира). По завершении периода ученичества преподавал в доме учения этой общины, а затем стал хахамом (раввином) общины г. Мидделбурга, также основанной марранами из Испании и Португалии.

В 5403 /1643/ году р. Яаков-Йеуда возвратился в Амстердам и возглавил ешиву Эц хаим (Древо жизни), в которой обучались дети марранов. В этот период он был также одним из ведущих сотрудников и редакторов в еврейской типографии, основанной р. Менаше Бен-Исраэлем (см.).

Р. Яаков-Йеуда перевел на испанский язык книгу Теилим (Псалмы Давида), сопроводив каждый из псалмов подробными разъяснениями, которые он почерпнул из классических комментариев Раши (см.), Радака (см.) и других мудрецов.

Особенно углубленно р. Яаков-Йеуда исследовал древние источники, связанные с историей Иерусалимского Храма. Плодом этой многолетней работы стала его книга «Храм Соломона», в оригинале написанная на испанском языке (отсюда и его фамильное прозвище «Темпело» — по-испански, «Храм»).

В этом трактате подробно описано устройство Первого Храма и всей его утвари; свой рассказ автор сопроводил собственноручно выполненными схемами и искуснейшими рисунками.

Книга вызвала острый интерес — и не только в еврейском мире: помимо иврита, она была переведена на латынь, на голландский, немецкий и французский языки.

Наряду с выпуском книги, р. Яаков-Йеуда создал подробнейший макет Иерусалимского Храма и его утвари, покрыв каждую из деталей макета золотом. В 5435 /1675/ году он представил свой макет голландскому королю, а затем, специально посетив Лондон, и королю Англии — обе демонстрации вызвали большой интерес в этих столицах.

Р. Яаков-Йеуда Темпело умер в 5435 /1675/ году.

Его сын, р. Шломо-Йеуда, подобно отцу, был наставником амстердамских «баалей тшува» — марранов, возвращающихся к заповедям Торы.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?