Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Шабтай Цви, Споры, Рав Александр Кац, Сефарды
Раби Яаков бар Аарон Саспортас (5370-5458 /1610-1698/ гг.) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения.
Прямой потомок выдающегося комментатора Торы и кабалиста р. Моше бар Нахмана (Рамбана; см.).
Родился в марокканском городе Тлемсене (на территории, ныне принадлежащей Алжиру) в семье выходцев из Испании.
Еще не достигнув двадцатилетнего возраста, стал даяном (судьей) в Тлемсене, а затем, в возрасте двадцати четырех лет, — главным раввином этого города. Через несколько лет, спасаясь от преследования властей, бежал в г. Сале, расположенный на атлантическом побережье Марокко. Позднее он переселился в Амстердам и возглавил там ешиву, в которой обучались дети бывших марранов.
В Амстердаме он сблизился с р. Менаше Бен-Исраэлем (см.); в 5415 /1655/ году он отправился в Лондон в составе посольства, возглавляемого р. Менаше, чтобы добиться для евреев права вновь селиться в этой стране. В 5420 /1660/ году, когда такое разрешение было получено, в Англию устремились марраны с Пиренейского полуострова — здесь они возвращались к открытому соблюдению еврейских законов. В 5424 /1664/ р. Яаков Саспортас вновь прибыл в Лондон и стал первым хахамом (раввином) новой общины.
Через год он возвратился на континент и возглавил сефардскую общину г. Гамбурга, также состоящую, в основном, из бывших марранов.
В 5426 /1666/ году до Европы стали доходить известия о том, что уроженец турецкого города Измира (Смирны) сорокапятилетний кабалист Шабтай Цви провозгласил себя Машиахом и отправился в Стамбул, чтобы, сместив султана, возвратить евреев на Святую Землю. Приверженцы Шабтая Цви заняли главенствующее положение во многих общинах и жестоко преследовали маловеров.
Собрав все необходимые сведения, р. Яаков Саспортас с горечью убедился, что измирский «Машиах» является сознательным мистификатором и самозванцем. Р. Яаков возглавил лагерь противников самозванца, призывая всех духовных лидеров поколения подняться на борьбу с ним и его сторонниками.
В 5433 /1673/ году, после того, как Шабтай Цви и его ближайшие последователи приняли ислам, р. Яаков Саспортас возвратился в Амстердам и возглавил большую ешиву Эц хаим (Дерево жизни), в которой обучались дети и внуки марранов.
В последние годы жизни он был главным раввином сефардской общины Амстердама. Раввины многих общин обращались к нему со спорными вопросами, связанными с алахическим статусом марранов, возвратившихся в еврейство, — его респонсы собраны в книгу Оалей Яаков (Шатры Яакова).
Р. Яаков Саспортас умер в Амстердаме четвертого ияра 5458 /1698/ года — в возрасте восьмидесяти восьми лет. Похоронен на еврейском кладбище в окрестностях Амстердама, рядом с могилами своих ближайших друзей и соратников р. Менаше Бен-Исраэля и р. Ицхака Абоава (см.).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?