Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Философия, Ришоним, Испания, Рав Александр Кац, Вера, Сефарды, Изгнание из Испании
Раби Йосеф бар Хаим Яавец (Хасид Яавец; умер в 5267 /1507/ г.) — выдающийся мыслитель и проповедник, один из духовных лидеров поколения изгнанников из Испании.
Учился в Лиссабоне у р. Йосефа Ибн Хаюна (см.), главы еврейских мудрецов в Португалии.
Еще до изгнания евреев из Испании и Португалии бежал от преследований на Сицилию, а затем переселился в неаполитанское королевство. С 5253 /1493/ года обосновался на севере Италии, в ломбардском городе Мантуе, расположенном на одном из притоков реки По.
Стремясь возродить духовную жизнь испанских изгнанников, призывал их извлечь уроки из происшедшей трагедии. Основную причину случившегося он видел в широком распространении античной и арабской философии среди евреев — в результате, вера в сердцах ослабла и заповедями стали пренебрегать. Раби Яавец указывал, что именно увлеченные философией интеллектуалы первыми становились отступниками и предавали свое еврейство, и порой, добровольно — в то время как те, чей разум и душа не были отравлены ядом нееврейского мировоззрения, не только оставались верными Торе, но и жертвовали ради нее всем своим имуществом и даже жизнью.
Свои взгляды р. Яавец изложил в книге Ор ахаим (Свет жизни), направленной против увлечения нееврейскими науками и философией, а также в трактате Хасдей Ашем (Милости Всевышнего), посвященном предстоящему избавлению еврейского народа и возвращению на Святую Землю в дни Машиаха.
Написал также комментарии на Теилим (Псалмы Давида) и на трактат Авот (Поучения отцов). Глубокие нравственные уроки, содержащиеся в этих книгах, послужили причиной того, что в последующих поколениях автора стали называть Хасид Яавец (Благочестивый Яавец).
с разрешения издательства Швут Ами
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Евреи вынуждены бежать из Старого города, чтобы не стать жертвами арабов
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?