Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография раввина. Сде хемед

Раби Хаим-Хизкия бар Рефаэль-Ашер-Элияу Медини (Сде хемед; 5595—5669 /1834—1908/ гг.) — выдающийся законоучитель.

Родился в Йерушалаиме седьмого хешвана 5595 /1834/ года.

Осиротев в возрасте восемнадцати лет, переехал к родственникам в Стамбул, столицу Османской империи.

Учился в стамбульской ешиве у р. Шломо-Элиэзера Альфандари (Саба Кадиша; см.).

В 5627 /1867/ году р. Медини стал главным раввином г. Карасубазара (Краснодара), где существовала большая община евреев-«крымчаков».

Эта уникальная община сложилась на протяжении многих веков на основе потоков переселенцев из Вавилона и Византии, Италии и Турции, Польши и Украины. В этом общинном конгломерате можно было встретить семьи, носящие фамилии Анджело и Ломброзо (выходцы из Испании и Италии), Гурджи (из Грузии) и Лехно (из Польши), Ашкенази (из Германии) и Измерли (из Турции).

За века «крымчаки» переняли бытовой уклад и язык крымских татар, но молились и писали на святом языке Торы. Внешне от татар их отличали только пейсы и бороды. «Крымчаки строго исполняют обряды религии, — писал российский исследователь их быта. — Два раза в день, утром и вечером, крымчак посещает свою синагогу и отправляет молитву с чрезвычайным благоговением». По свидетельству того же бытописателя, «крымчаки вежливы и ласковы, образ жизни их до крайности прост и воздержен, …а чистота нравов везде и повсюду примерная» (Ф. Кандель, Очерки времен и событий т.2, с. 265—266).

За тридцать два года пребывания в Карасубазаре р. Медини создал там крупную ешиву и возродил серьезное изучение Талмуда.

В этом тихом краю, далеком от мировых центров Торы, р. Медини сосредоточенно работал над своим основным трудом — обстоятельной талмудической энциклопедией, получившей название Сде хемед (Прекрасное поле). В этой книге, в соответствии с алфавитным порядком тем, были сформулированы основные талмудические термины, понятия и законы.

В 5659 /1899/ году, в возрасте шестидесяти пяти лет, р. Медини возвратился в город своего рождения — Йерушалаим, рассчитывая завершить здесь работу над книгой.

Он был принят в качестве законоучителя, обладающего высоким авторитетом, и из многих общин Святой Земли и диаспоры к нему стали обращаться со сложными алахическими вопросами. В 5661 /1901/ году руководители сефардской общины Йерушалаима обратились к нему с настоятельной просьбой: занять раввинской «трон» города, приняв почетный титул Ришон леЦион (Первый в Сионе).

«Приехав на Святую Землю, — писал р. Медини, — я рассчитывал, что мне придется вести жизнь одного из иерусалимских бедняков — лишь бы был кусок хлеба и одежда для всех членов моей семьи… Я ни в коем случае не собирался принимать на себя никакой общественной должности, ни малой, ни большой, не дай Б-г, чтобы сердце и ум были свободны для завершения моей работы над энциклопедией и чтобы другие заботы не отвлекали и не прерывали меня» (Гдолей адорот).

Спасаясь от окружающего его почета, а также от потока посетителей, приходящих с алахических вопросами, р. Медини перебрался в более тихий Хеврон, но и здесь не обрел покоя: вскоре он был избран главой сефардской общины города. С течением времени он создал в Хевроне начальную школу и ешиву, в которой давал уроки.

Р. Хаим-Хизкия Медини умер в Хевроне двадцать пятого кислева 5669 /1908/ года, в возрасте семидесяти четырех лет.

Через полтора года после его смерти жителей Хеврона потрясла тревожная весть — посетители городского кладбища обнаружили, что неизвестный, проникнув в склеп р. Медини, попытался вытащить тело праведника из могилы. Очевидно, звук приближающихся шагов спугнул злоумышленника, и он успел скрыться. Руководители общины, прибывшие на место происшествия, увидели, что тело праведника даже не затронуто тлением: оно было таким же, как и в день похорон, и саван, покрывавший тело, оставался белоснежно чистым, без единого пятна плесени (Гдолей адорот).

Талмудическая энциклопедия Сде хемед, над которой р. Медини работал на протяжении всей своей жизни, была издана в восемнадцати томах. Она до сих пор сохраняет свое практическое значение и используется не только в качестве всеобъемлющего справочника, но и как авторитетный алахический кодекс.

Многочисленные хидушим (аналитические заметки) р. Медини, относящиеся к Талмуду и кодексу Шульхан арух, собраны в книги Михтав леХизкия (Письмо Хизкии) и Ор ли (Мой свет) — последняя книга включает также его респонсы.

с разрешения издательства Швут Ами


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?