Темы: Еврейская женщина, Беременность и роды, Предохранение от беременности, Мирьям Климовская, Материнство
Уважаемые раввины. Решив прочитать материал по книге заповедей, наткнулась на такую запись: «И, просматривая эти 248 заповедей “делай”, мы обнаружим, что 60 из них относятся к заповедям, обязывающим каждого еврея… 57. 212-я — плодиться и размножаться. И эту, 212-ю заповедь, женщины не обязаны выполнять». Понятно, что это дословный перевод, но звучит забавно. И оставим в стороне природное желание женщины иметь детей (поэтому и нет необходимости «обязывать» её выполнять мицву). Разве позволит раввин здоровой замужней женщине прекратить рожать после двух детей? И в чём тогда проявляется для женщины «не обязана» выполнять? А.
Дорогая А.!
Насколько я понимаю, Ваш вопрос — теоретический. Женщина, которая по какой-либо причине не желает беременеть, должна вместе с мужем обратиться только к раввину, уполномоченному решать такие вопросы. А на теоретический вопрос можно дать общий ответ по нескольким пунктам.
1) Решение о предохранении от беременности принимает только рав, основываясь на законе Торы, и мы, со своим «здравым смыслом», не можем до конца понять, по какой причине принимается то или иное решение. Кроме того, этот вопрос не принято обсуждать с другими людьми — это противоречит правилам скромности. Так что правильно, чтобы о каждом решении знали только те, к кому оно напрямую относится — раввин и супружеская пара.
2) Если женщина здорова, но испытывает психологическую потребность передохнуть, не беременеть — обычно ее желание учитывается при принятии решения.
3) Хотя женщина не обязана выполнять эту заповедь, ее муж обязан. И если она по своей воле не рожает детей, она тем самым подводит его. В этом случае справедливо было бы «отпустить» его и дать возможность выполнить заповедь с другой женщиной. Если в браке каждый выполняет только то, что он обязан по букве закона, и не более, а судьба супруга ему совершенно безразлична — они никогда не станут единым целым и их невозможно назвать семьей.
4) Если женщина не хочет иметь детей, она может или не выходить замуж вообще, или выйти за мужчину, который изначально бесплоден. Мужчина же, если он не бесплоден, обязан создать семью с женщиной, способной и желающей рожать, даже если ему удобней оставаться холостяком. (Если женщина сама бесплодна, нужно обсудить с раввином возможность брака для нее).
5) То, что женщина не обязана выполнять заповедь, проявляется, в частности, в том, что предохранением от беременности, если оно разрешено, занимается именно женщина и средства для этого — соответственно, женские.
6) Двое детей из Вашего примера (сын и дочь) — это минимум, достаточный, чтобы заповедь «плодитесь и размножайтесь» считалась выполненной. Положение человека, уже выполнившего заповедь, в соответствии с законом — иное, чем положение того, кто ее еще не выполнил. Понятно, что и в этом случае решение о послаблениях может принимать только раввин.
7) Рав Исраэль-Яаков Каневский (Стайплер) как-то сказал женщине, не желавшей иметь детей: если таким образом она надеется избежать лишних забот и боли, то это невозможно. То, что человеку суждено испытать, он обязательно испытает — просто оно придет из другого источника. И действительно, часто можно слышать от нерелигиозных родственников: как можно выдержать такое количество детей, мы и с одним-двумя столько натерпелись! То, что им полагалось вытерпеть с десятью детьми, было «сконцентрировано» в этих двух. Но счастье и радость, которые приносит нам каждый рождающийся ребенок, невозможно испытать только с одним — этого нам дается намного больше! Всевышний хочет, чтобы мы приводили в мир новые души, и за каждую из них нас ждет особая награда. В этом отношении иметь много детей «выгодно».
8) И, наконец… давайте вернем на почетное место природное желание женщины иметь детей — зачем оставлять его в стороне?
С уважением, Мирьям Климовская
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону