Темы: Выполнение заповедей, Еврейская женщина, Женщина, Мирьям Климовская, Положение женщины в обществе
Шалом. Вопрос относительно места женщины в Иудаизме. Моя жена, Н., очень переживает оттого, что женщине отведено место в этом мире только в качестве «коровы-производителя» детей. Она словно видит в этом унижение, что ли. Думает, что нечего женщине больше делать. Часто упоминает, что хотела бы быть мужчиной, так как думает, что это легче. Что Вы посоветуете в таком случае? Как можно ее поддержать? С.
Уважаемые С. и Н.!
Этот вопрос отражает распространенное мнение об «униженном» положении женщины в иудаизме. На нашем сайте уже есть много статей на эту тему, например:
Почему женщины не учат Талмуд?
Интервью с дочерью р. Зильбера
Поэтому мне не хотелось бы повторяться, а вместо этого можно попробовать разобраться с терминами. Прежде всего, «место» каждого человека в мире индивидуально и определяется очень многими факторами. И когда мы придем на Высший Суд после ста двадцати лет земной жизни, там будут выяснять, выполнили ли мы возложенную на каждого из нас задачу, с учетом всех этих факторов. С каждого будут спрашивать в соответствии с его силами, способностями и возможностями, которые он получил в качестве «рабочих инструментов» для этой жизни. Кто сколько получил — столько и должен реализовать, не больше, но и не меньше. В этом мужчины и женщины, а также бедные и богатые, здоровые и больные и т.п. абсолютно равны.
Но с точки зрения еврейского Закона мужчин отличают от женщин возложенные на них обязанности — заповеди. В этом отношении мужчина находится в гораздо более жестких рамках, чем женщина — она освобождена от выполнения многих заповедей, связанных со временем: трех ежедневных молитв в миньяне, ношения цицит, наложения тфилин, проживания в сукке т.д. Но многие из этих заповедей она может выполнять добровольно (если они не противоречат законам женской скромности или не запрещены ей по другим причинам) и получить за них награду как ло-мэцувэ вэ-осэ — «тот, кто не обязан, но выполняет». А мужчина — а-мэцувэ вэ-осэ — «обязан и выполняет». Его награда больше. А если он не выполняет обязанностей — ему, в отличие от «необязанного», полагается наказание. Вряд ли кто-то может завидовать человеку, который больше рискует…
Поскольку традиционно забота о доме и семье лежит на женщине, создается впечатление, что у мужчины меньше обязанностей в этой сфере жизни. Но это не так: основная ответственность за благополучие семьи возложена именно на мужчину. Начиная с создания семьи — заповедь вступать в брак и «плодиться и размножаться» дана мужчине. Женщина, в принципе, не обязана выходить замуж. Но Всевышний наделил ее естественным желанием иметь семью и детей, и, таким образом, женщина добровольно может стать верным и надежным помощником мужчины в этом долгом и нелегком деле.
Забота о пропитании семьи — также обязанность мужа. Жена может помогать мужу зарабатывать и даже быть основным кормильцем, но ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за материальное благополучие семьи лежит целиком и полностью на нем. И вся «головная боль» тоже…
Но основная обязанность еврейского мужчины в этом мире — изучение Торы. И именно здесь лежит принципиальное различие между полами: женщина учить Тору не обязана. Точнее, она должна многоеЗНАТЬ — все тонкости заповедей, которые она обязана выполнять наравне с мужчиной (суббота и праздники, кашрут, чистота семейной жизни и т.д.); еврейскую этику и мировоззрение; законы взаимоотношений между людьми… Понятно, что знать что-либо без систематического изучения невозможно. Но у женщины нет обязанности ПОСВЯЩАТЬ СВОЕ ВРЕМЯ изучению Торы — в отличие от мужчины, о котором сказано, что он обязан учить ее «днем и ночью». И через 120 лет своей жизни каждый еврейский мужчина должен будет дать ответ за каждую минуту, когда он не учил Тору. Если потратил ее на работу, чтобы обеспечить семью всем необходимым (а не просто ради увеличения капиталов), на воспитание детей, на добрые дела, на отдых ради восстановления сил и душевного равновесия — хорошо. Но если время было потрачено впустую, не ради достойной цели, — это называется битуль Тора, и наказание за это очень строгое. А с другой стороны, награда за изучение Торы тому, кто обязан это делать, — безмерна.
И тут возникает вопрос: значит, женщина изначально лишена возможности получить эту награду? Ведь даже если она будет учить Тору, она будет ло-мэцува вэ-оса? Тут ей может помочь установленный Всевышним принцип: один еврей может удостоить другого заслуги изучения Торы. Например, человек, который не имеет возможности посвящать учебе достаточно времени, может обеспечивать материальные потребности того, кто это делает, — и за это получит часть заслуги этого еврея в изучении Торы. На этом основано, в частности, существование ешив и колелей: евреи со всего мира жертвуют деньги, чтобы учащиеся этих заведений могли весь день посвящать учебе, а не тратить время на обеспечение семьи другим способом, и заслуга спонсоров такова, как если бы они сами учились. (Надо заметить, что это не освобождает их от необходимости посвящать хотя бы часть собственного времени изучению Торы; мужчина не может полностью «откупиться» от этой заповеди).
А что женщина? Она не может удостоиться заслуги изучения Торы, делая это вместо мужа, поскольку она не обязана это делать. Но она может помогать ему в этом, взяв на себя часть забот о его материальном обеспечении: например, зарабатывать деньги или экономно вести домашнее хозяйство, чтобы им хватало того, что имеется. Так и поступали праведные женщины во всех поколениях. И конечно, еще большей будет ее награда, если она будет приводить в мир и растить сыновей, которые посвятят себя изучению Торы. В этом случае даже самые простые материальные действия — подать ужин мужу и детям, вернувшимся с учебы, постирать им одежду, пришить пуговицу — будут не только исполнением заповеди хеседа, но и исполнением заповеди изучения Торы — помощи в исполнении тому, кто обязан ее исполнять..
Подведем итог. Еврейский Закон предоставляет женщине намного больше свободы в исполнении заповедей, чем мужчине. Она может выбирать из множества разнообразных путей самореализации, которые не противоречат Галахе. Но если женщина захочет удостоиться высшей награды в этом мире и в будущем, она выберет наиболее эффективный путь — помощь в изучении Торы и воспитание новых поколений в духе еврейской Традиции.
С уважением, Мирьям Климовская
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону