Темы: Еврейская женщина, Женщина, Изучение Торы, Бенцион Зильбер, Рав Бенцион Зильбер
Здравствуйте, уважаемый рав. Скажите, пожалуйста, могут ли женщины изучать Талмуд, если нет, то почему? А, Израиль
Женщины изучают Пятикнижие с Раши, изучают мидрашим, изучают этические части Талмуда, изучают законы, и зачастую можно встретить женщин, которые разбираются в этом больше иных мужчин. Чем Тора не обязала женщин заниматься и не велела учить, — это глубокиё анализ законов Торы. Причина этого: это не совсем соответствует женской натуре. Предлагаю Вашему вниманию отрывок из книги «Река, котёл и птица» рава Аарона Фельдмана (см. ниже).
С уважением, Бен-Цион Зильбер
Мыслительный процесс
Несмотря на заявления наиболее воинственных представительниц феминистского движения, существуют вполне определённые врождённые различия в мыслительном процессе мужчин и женщин. Исследования показали, что мужчинам легче даётся пространственное мышление (например, при задании мысленно прочертить диагональ в воображаемом квадрате), и, следовательно, они имеют преимущество в заданиях, требующих пространственного ориентирования и механического восприятия. [1] На практике это означает, что женщины хуже ориентируются по карте; им даже сложнее указать правильное направление улицы.
С другой стороны, женщины более умелы в устных навыках, например, в узнавании, понимании и запоминании слов. [2] Было установлено, что у этого явления физиологическая основа, [3] ибо пространственное мышление связано с правым полушарием мозга. Учёные считают, что при обработке информации мужчины используют своё правое полушарие, а женщины — левое. [4] (Учёные мужи, известные своими познаниями в Каббале, указывали, что основополагающим в учении Мудрецов является тот факт, что правое полушарие мозга «обеспечивает» мыслительные визуальные способности мужчины, а левое полушарие — мыслительные слуховые способности женщины).
Кроме того, есть ещё одно общепризнанное различие между мужчинами и женщинами, хотя его причина не ясна до конца. Женщины, обычно, не так способны к математике и при возможности выбора обычно не остаются на курсах обучения, связанных с этим предметом. [5] Общеизвестно, что по сравнению с мужчинами гораздо меньше женщин специализируется в университетах по чистой математике.
Чтобы объяснить это явление, обычно приводят два штампа: что у женщин не хватает умственных способностей для занятия математикой и что общество не позволяет им заниматься такими науками, как математика. Ни одно из этих утверждений не соответствует истине.
Анализ всех элементов, представляющих мыслительные способности, доказывает, что между мужчиной и женщиной нет значительных различий. [6] Один видный учёный предполагает, что неспособность женщин к математике — результат превосходства мужчин в области пространственной визуализации, и утверждает, что женщины, устно решающие математические задачи (как это делают многие математики), должны быть настолько же способны в точных науках. [7] Однако и этот учёный не объясняет, как способности к математике связаны с образным мышлением и почему женщины проигрывают мужчинам при решении математических задач.
Трудно объяснить эти различия и социальными причинами, например, тем, что карьера в области математических наук, якобы, непривлекательна для женщин. Одинаковые препятствия стоят и на пути карьеры женщины в области права, инженерного дела, медицины, но число женщин, работающих в этих сферах, гораздо больше, чем в математике.
Изучение высказываний Мудрецов привело меня к мысли, что недостающий элемент не есть различие в интеллектуальных способностях как таковых, но разница во внутренней мотивации. [8] Просто у женщин меньше выражен интерес к проблемам, не имеющим практического применения. Математика наиболее удалена от действительности, от конкретного применения в реальных жизненных ситуациях по сравнению с другими науками. Следовательно, изучение математики не привлекает женщин, потому что у них нет мотивации для её изучения. А мужчин больше привлекают абстрактные понятия, так как они не в такой степени ориентированы на практику.
Одна из областей, в которой различия между мужчиной и женщиной становятся очевидными, это изучение Талмуда. Гораздо больше, чем в математике, изучение Талмуда подразумевает освоение тем и вопросов, которые могут вовсе не пригодиться в жизни, либо пригодиться не сразу. Хотя, в конечном итоге, занятия дадут ученику возможность применить Галаху в реальных ситуациях, это может случиться лишь спустя годы абсолютного посвящения себя решению вопросов, не имеющих прямого практического значения. Изучение методологии Талмуда и его теории сделает возможным и утилитарное их применение.
Женщин, которых привлекли к изучению Талмуда, находят это занятие в лучшем случае не приносящим пользы, а в худшем — надоедающим: они склоняются к тому, что трудно сохранять в себе побуждение посвящать так много времени подобному абстрактному занятию. Женщины расположены изучать те книги Торы, которые связаны с реальными жизненными ситуациями и конкретным поведением.
Сам по себе этот факт объясняет, почему женщины освобождены от заповеди учить Тору. Не имея естественной мотивации для изучения теоретических построений, женщины не могут постичь глубинного смысла законов Торы, что может привести к неверному прочтению и толкованию их. В то же время освоение теоретических концепций становится катализатором для полного и длящегося всю жизнь изучения Торы. Не отсутствие интеллектуальных способностей, а отсутствие естественных наклонностей к теоретическим абстракциям освобождает женщин от обязанности изучать Тору.
[1] Маккоби и Жаклин, Психология половых различий, с. 85—89. Станфордский Университет, 1966; Фланаган и др. (Проект Талант) Пало Альто, Калифорния, 1961.
[2] Там же.
[3] «Дальнейшее доказательство влияния гена, сцепленного с полом, на способность человека к пространственному восприятию», Американский журнал генетики человека, 25 (Январь 1973).
[4] «Пол и одно полушарие: специализация правого полушария к пространственному восприятию», Наука, 193, с. 425—427.
[5] Маккоби и Жаклин, см. выше; Фланаган и др., см. выше.
[6] Маккоби и Жаклин, см. выше.
[7] Там же.
[8] Трактат Йома, 66 б
Читайте: Еврейская женщина
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону