Темы: Ор ахаим, Недельная глава, Пожертвование, Цдака, Ваякель, Оцарот, Чтение для детей
«Возьмите от себя приношение Б-гу, каждый щедрый сердцем пусть даст приношение Б-гу» (35:5). Человеку, идущему собирать пожертвования, гаон раби Меир Варджани а-Коэн, один из мудрецов Джарбы, в книге «Маор Эйнаим» дает совет, как сделать так, чтобы его слова проникли в душу к слушающим, и чтобы те открыли перед ним свои сердца и карманы.
Для этого он сам должен показать личный пример и первым внести свои деньги. В Гмаре (Бава Батра 60 б) сказано: «Укрась себя, а затем украшай других». Ясный намек на это раби Меир Варджани находит во фразе из нашей недельной главы: «Возьмите от себя приношение Б-гу» — вы, собирающие милостыню, сначала возьмите ее от самих себя. Тогда уж точно «каждый щедрый сердцем даст приношение Б-гу».
В нашей главе мы учим о том, как весь народ — мужчины и женщины, простолюдины и князья общины — приносили свои дары для возведения скинии, обители для Шхины Всевышнего. Однако порядок фраз в Писании вызывает недоумение. Сначала — приношения женщин, их украшения: «И каждая женщина, мудрая сердцем, руками своими прядет и приносит пряжу». После этого «все женщины, которых побудило сердце в мудрости, пряли шерсть коз». И лишь в конце «князья принесли камни оникса и вставные камни для эфода и нагрудника». Сначала — приношения из козьей пряжи, а в конце — алмазы и драгоценные камни?!
Почему? На первый взгляд, алмазы должны были идти в этом списке первыми!
Автор комментария «Ор а-Хаим» ответил, что Писание перечисляет дары не по их номинальной стоимости, а по тому, насколько они были ценны для Творца. Ведь «Милосердный требует сердце», Он оценивает дары согласно тому, сколько сердца в них вложено!
Когда женщина отказывается от своих украшений, в этом проявляется все ее сердце! А пряжа из шерсти — это рукоделие, требующее труда и усилий. Лишь в конце упоминается дар, имеющий самую большую стоимость, но самый невзрачный с точки зрения сердца и чувств: князья принесли драгоценные камни из своего хранилища.
Все это о чем-то нам говорит. Мы должны понимать, как следует оценивать уровень блестящего ученика, отличившегося на экзамене, в сравнении с его товарищем-тугодумом, заслужившим среднюю оценку после недель работы и усилий (Майян а-Шавуа).
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Движение к истинной святости невозможно без отдаления от «всякого греха». Тот, кто действительно стремится, получает необходимую помощь свыше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
«Оцарот»
Однажды случилось так, что учитель не прибыл в восемь часов к началу занятий, а опоздал на четверть часа. Это было столь необычно, что директор не мог не спросить его, чем этот день отличается от остальных.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Кдошим» из книги рава Ицхака Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Запрещено красть даже самую маленькую вещь. История о том, как Хафец-Хаим сделал замечание любителю чистоты.
Рав Арье Кацин
Рав Шимон Шкоп и его правнук
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Кдошим
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Только там, где человек взял себе достойную жену в освященном Б-гом браке, у детей будет настоящая мать, самая первая предпосылка подлинной нравственной и духовной гуманности
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
«Оцарот»
Тора выбрала одну заповедь, касающуюся хороших качеств и добродетелей — почтение к родителям и страх перед ними, и еще одну, связанную с отношением к Творцу, — соблюдение шаббата