Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Ор ахаим, Цфат, Каббала, Аскетизм, Александр Кац, Путешествия, Италия, Освящение Имени Всевышнего
Раби Иммануэль-Хай бар Авраам Рики (5448—5503 /1688—1743/ гг.) — выдающийся праведник и знаток сокровенного учения.
Родился пятнадцатого тамуза 5448 /1688/ года в итальянском городе Ферраре. Когда он был еще младенцем, семья переехала вглубь страны, в городок Реджо. В шестилетнем возрасте лишился отца. Когда юноше было девятнадцать лет, умер и его дядя р. Йедидия, в доме которого он воспитывался.
С тех пор р. Иммануэль Рики зарабатывал на хлеб трудом меламеда (учителя, обучающего детей азам Торы). В поисках работы ему приходилось много странствовать по Италии — основными вехами на его пути стали города на северо-востоке страны: Гориция, Венеция, Ченто, Фиренца и Реджо.
В городе Триесте, где он женился и осел на некоторое время, он написал свою первую книгу Маасе хошев (Изделие искусной работы), которая была издана в венецианской типографии в 5476 /1716/ году. В книге исследуется устройство Скинии Завета — переносного Храма в пустыне, а также описываются одеяния коэнов и первосвященника.
В годы своих скитаний р. Рики вел исключительно благочестивый образ жизни: например, он постился в будние дни недели, а ел только в праздники и шабаты (такого обычая он придерживался и в дальнейшем, в течение двух десятилетий). Его сокровенной целью было изучение кабалы, и поэтому во всех еврейских общинах, которые он посещал, он искал наставника тайных знаний. В награду за страстное стремление к глубинам Торы ему было даровано откровение: подобно великому Аризалю (см.), он удостоился того, что к нему явился небесный посланник, пророк Элияу, и обучал его кабале. В предисловии к одному из своих более поздних кабалистических сочинений р. Рики писал по этому поводу: «Впервые Всевышний удостоил меня встречи с пророком Элияу в тот год, когда я написал книгу Маасе хошев, и тогда я попросил пророка разъяснить мне одно из трудных мест в книге Зоар» (Праким бетолдот Исраэль ч. 2).
В 5477 /1717/ году р. Рики стал раввином города Гориции, расположенного в провинции Фриули, на самом севере Италии (веком раньше общину этого города возглавлял р. Иссахар-Бер Айленбург, автор книги Беер шева). В Гориции р. Рики написал книгу Хошев махшавот (Думу думающий), включающую его комментарии на Писание и на агадот — талмудические притчи (книга была издана в Амстердаме в 5492 /1732/ г.).
Уже в 5478 /1718/ году р. Рики оставил свое раввинское кресло — увлекаемый непреодолимым стремлением к постижению тайн Торы, он направился в мировую столицу кабалы г. Цфат. Здесь ему стали доступны многочисленные рукописи р. Хаима Виталя (см.), содержащие учение Аризаля (см.).
В 5480 /1720/ году в Цфате вспыхнула эпидемия, жертвой которой стала дочь р. Рики. Спасаясь от свирепствующего мора, р. Рики вместе с женой и двумя уцелевшими сыновьями взошел на корабль, отходящий в Италию. В первый день месяца хешван 5480 /1720/ года их корабль был захвачен пиратами. Сорок дней р. Рики и его семья провели в лагере невольников в Триполи, на северном побережье Африки, а затем они были выкуплены из плена.
Р. Рики сошел на итальянский берег в порту Ливорно — и вскоре он был избран на пост раввина в общине Фиренцы, одного из тех городков, где он в юности был меламедом. В Ференце он работал над своим основным произведением — трактатом Мишнат хасидим (Учение благочестивых). В систематической форме он изложил основные идеи и принципы кабалы, следуя концепциям Аризаля. Книга включала три основных раздела: Оламот (Миры), Каванот (Медитации) и Нешамот (Души).
Этот трактат, изданный в Ливорно 5487 /1727/ году, оказал выдающееся влияние на развитие хасидского движения в Восточной Европе, став одним из его духовных знамен.
После четырехлетнего пребывания в Ференце р. Рики отправился в путешествие по странам диаспоры: он издавал свои книги и распространял их. Преодолев многочисленные опасности, он побывал даже в далеком Лондоне, посетил крупнейшие еврейские общины Османской империи Измир, Салоники и Стамбул, два года прожил в сирийском городе Халебе (Алеппо) и, наконец, в элуле 5497 /1737/ года вновь ступил на Святую Землю. Он поселился в Йерушалаиме и, купив один из полуразрушенных домов, отстроил его. В этом доме он открыл свою ешиву Хаверим макшивим (Внимающие друзья), в которой обучал учеников сокровенным разделам Торы. Своим благочестивым образом жизни он произвел столь глубокое впечатление на иерусалимских евреев, что его стали называть в городе просто Ацадик (Этот праведник).
Спустя три года, в поисках средств для ешивы, Ацадик вернулся в Ливорно, где местные богачи обещали ему поддержку. Здесь, в 5502 /1742/ году, он издал свою новую книгу Адерет Элияу (Мантия Элияу), содержащую его респонсы и хидушим (аналитические заметки) к Талмуду.
Во время этого пребывания в Ливорно р. Рики завязал дружеские отношения с выдающимся кабалистом р. Хаимом Ибн Атаром (Ор ахаим; см.) который как раз отправлялся со своими учениками в Йерушалаим. По взаимному согласию, Ибн Атар временно, до возвращения хозяина из Италии, открыл свою ешиву в иерусалимском доме, отстроенном р. Рики.
В первый день месяца адар 5503 /1743/ года на обратном пути на Святую Землю р. Иммануэль Рики был убит разбойниками недалеко от города Реджо, в котором прошло его детство.
Четыре вооруженных разбойника ограбили его, а затем попытались принудить его есть свинину — и когда им это не удалось, зарубили его мечом. Через шесть дней после происшедшей трагедии евреи из города Модена обнаружили тело праведника, совершенно нетронутое разложением. В кармане его одежды был найден маленький сидур (молитвенник), а в нем — листок бумаги, на котором был подробно записан сон, увиденный им еще в Йерушалаиме: ему приснилось, что он погибнет вне Земли Израиля от рук разбойников, освятив своей смертью Имя Всевышнего. В том вещем сне ему было также сообщено, что в нем проходит свое очередное воплощение душа выдающегося мудреца эпохи Мишны раби Йеуды бен Бавы (см.), погибшего от рук римлян в освящение Имени Б-га.
Тело р. Рики погребли в Ченто, одном из тех городов, где он был меламедом в юности.
Весть о гибели р. Рики достигла Йерушалаима через пять месяцев — точно в тот день, когда в святом городе умер его друг, р. Хаим Ибн Атар. Ешива р. Хаима Ибн Атара, основанная им в иерусалимском доме р. Рики, просуществовала еще несколько десятков лет. Впоследствии в этом же помещении основали свой дом учения ученики Виленского Гаона (см.), направленные им в святой город.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?