«И рассею Я вас среди народов» (26:33).
В недельной главе Бехукотай еврейскому народу обещаны благословения, при условии, что евреи будут соблюдать заповеди Творца; и обратное, если они будут нарушать Его заповеди.
При внимательном чтении главы, бросается в глаза, что увещевание Творца, в случае пренебрежения Его заповедями, делится на два этапа. В начале придут беды и невзгоды на землю Израиля: мор, голод, войны, беды, засуха, болезни и т. д. Однако, если эти знаки и намёки не помогут возвращению народа к Творцу, наступит второй этап: «И рассею вас среди народов… и вы поселитесь в стране врагов великих…и те, кто останутся в живых, будут раздавлены своими грехами в стране врагов их…»
Возникает вопрос: зачем нужен второй этап? Ведь все наказания Творец может обрушить на людей и в стране Израиля. Для чего же рассеивать евреев по всей земле?
На этот вопрос Магид из Дубны ответил притчей, которая затрагивает все струнки еврейской души и в точности отражает ситуацию, которая всем известна и знакома… И вот эта притча:
Жил был один богач, скрупулезно выполняющий заповедь приема гостей. Однако, будучи, кроме всего прочего, наделен немалым умом, он понимал, что человек человеку рознь, и что на вкус и цвет товарищей нет. Из своего богатого опыта приема гостей он пришел к выводу, что есть большая и существенная разница между богатыми гостями и гостями-бедняками.
Бедняки трапезничают как пришедшие из «голодного края» и, как правило, нажимают больше на хлеб и на вкусно пахнущую похлёбку. Дай им редьку, лук и селёдку, и они будут счастливы. Однако этикет стола им в тягу.
Богачи же из разных мест, задержавшиеся в городе в результате их коммерческой деятельности и ищущие место, где можно вкусно покушать, тоже были частыми гостями нашего великодушного героя. Однако он знал, что они трапезничают совершенно по-другому. Этикет для них имеет чуть ли не первое место. Для них важны изысканные блюда; для каждого нового блюда нужно менять приборы. Они едят степенно, с подчёркнутой деликатностью и демонстративно сторонятся сидеть за одним столом с простолюдинами и тем более с бедняками. Им претят и их коробят протянутые через весь стол руки, облизывание пальцев и губ и причмокивание, как часто бывает у людей, получающих удовольствие от вкусной еды.
Бедняки же, напротив, смотрят на всю церемонию богатеев с недоумением, как будто те с Луны свалились. Особенно их поражает еда с вилкой, что в их глазах похоже на здорового человека, который решил ходить на костылях…
Поскольку наш гостеприимный герой все это знал, не раз видел и ярко чувствовал, он решил разделить свой длинный стол, предназначенный для приёма гостей, на две части. Во главе стола рядом с ним были заготовлены места для богатых гостей.
Там были заготовлены приборы и салфетки, подавали изысканные блюда и деликатесы, царила атмосфера этикета и элитарности. Для бедняков же была выделена вторая половина стола. Из приборов там были только ложки и тарелки, много хлеба и горячая похлебка. Бедняки то и дело окунали куски хлеба в похлебку, причмокивали и ели вдоволь, пока не насытятся.
Как-то раз наш богач сидел во главе стола и, как обычно, множество гостей сидело перед ним. Вдруг зашел новый гость в богатой одежде; он искрился важностью и почётом. Хозяин ему любезно улыбнулся, предложил омыть руки и сесть около себя. Не долго медля, новый гость уселся около радушного хозяина. Он обратил внимание, что здесь, во главе стола, подают различные вычурные блюда в малюсеньких тарелочках, тогда как в конце стола есть много вкусного хлеба, обилие овощей и вкусная горячая похлебка, и сидящие там, не стесняясь, протягивают руки и вдоволь едят и насыщаются в своё удовольствие. Недолго думая, и он протянул обе руки в конец стола, чтобы прихватить полную горсть овощей, взял их и начал смачно есть.
Тогда хозяин обратился к нему: «Уважаемый, будь любезен перейти на вторую часть стола». Гость впал в недоумение, чуть не подавился и обиженно произнес: «Это ваш всем известный приём гостей? Как вы можете так просто унизить и оскорбить человека? Неужели вы постоянно задеваете честь гостей, прилюдно пересаживая их со своего места в конец стола?»
Однако вежливый хозяин постарался утешить гостя: «У нас нет “конца стола”, просто стол разделён на две части. Сначала я подумал, что вы по сути своей принадлежите к утонченной публике, сидящей в первой части стола, однако, увидев, что вы предпочитаете более грубую пищу, которая преподносится на второй стороне стола, я просто подумал: зачем вам делать излишние усилия, чтобы брать еду оттуда сюда, лучше просто пересесть на вторую половину стола и кушать там более комфортно то, что вам по душе».
До сих пор притча, а мораль этой притчи простая и понятная. Земля Израиля — это Святая Земля. «Воздух души — воздух твоей земли» — так сказал о ней рабби Иуда Алеви. «Тора, изучаемая в Земле Израиля, — это особая Тора, а дыша воздухом ее, человек мудреет» (Бава Батра 158 б). «Пророчество возможно только в Земле Израиля» (Моэд Катан 25 а). Она является особым наследием еврейского народа и специально подобрана Творцом для существования в ней Израиля и выполнения им своей миссии. Приумножать там изучение Торы и жить в святости, выполняя заповеди Творца. Жить в Земле Израиля, будучи привязанным к своим еврейским корням в соответствии с традицией, переданной нам из поколения в поколение от наших святых праотцов.
А когда человек живёт на Святой Земле и пристально следит за испорченной культурой других народов, за их поверхностным и пустым образом жизни; когда, живя здесь, человек постоянно пытается быть в курсе спортивных событий там; живя здесь, следит за последним писком моды там; подражает их одеянию и поведению; когда их ритмы и песни сопровождают его в повседневном образе жизни, тогда выходит небесный голос и провозглашает: «Что вы забыли здесь? Зачем вам эта страна?»
Тогда постараемся помнить, что для нас это — Святая Земля.
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина