«И придут на тебя все проклятия эти, и настигнут тебя» (Ки таво, 28:15)
Гаон, раби Нисим Акоэн, благословенна память праведника, глава суда в Жербе, не получал деньги от рабанута, а «удовольствовался трудом своих рук». Был он ювелиром, специалистом в своем деле, и Творец послал ему благословение в делах его рук. Когда он зарабатывал столько, что хватало на пропитание, он прекращал работу и усердно занимался Торой. Учился и обучал, судил и наставлял.
Веру свою он приобрел в юности. Работал подмастерьем у Маймона коэна, мастера-ювелира, главы большой семьи, который был очень беден. Маймон обязался платить своему помощнику определенную сумму каждую неделю, когда увидел, что он талантлив, и есть благословение в делах его рук. Уговорил он своего подмастерье не покидать его, однако не было у него никогда лишнего гроша, и так задерживал он зарплату неделя за неделей.
Подумал юноша, «Если потребую свой заработок, он не сможет мне его дать. Зачем мне вводить его в грех удержания платы наемному рабочему. Однако, если оставлю эти деньги накапливаться, конечно не получу ничего. Что же мне делать?»
Думал он, и нашел выход: спрятал в углу магазина, среди хлама, коробку, и время от времени бросал в нее крошечные остатки серебра и золота, не считавшиеся ценностью.
Через два года спросил он хозяина: «Когда ты мне заплатишь?»
Ответил Маймон: «Давай, посчитаем, сколько я тебе должен».
Напомнил ему юноша, сколько недель он работал и сколько хозяин обязался платить ему в неделю. Умножили сумму на количество недель, и в глазах Маймона потемнело.
Всплеснул он руками и запричитал: «Ой, ой, откуда я возьму такую большую сумму?»
Удивился юноша: «Разве ты думал, что я работаю бесплатно?»
Вздохнул Маймон, опустил глаза и ничего не ответил.
Встал юноша и вытащил из хлама тайную коробку. Положил он ее на весы, и глаза Маймона просияли. Положил он на другую чашу гири, и оказалось, что содержимое коробки покрыло долг, даже с излишком. Обнял Маймон мудрого помощника и сказал: «Благословен ты Ашему, ведь если бы не твоя идея, не смог бы я тебе заплатить!»
История из жизни. И в книге «Йосеф даат» приведена притча, относящаяся к нашей главе и приближающимся дням суда. Мы стоим и слушаем ужасные слова упреков из недельной главы. Почему постановили мудрецы читать эти упреки перед Рош а-шана. Учили мы из святой Гмары (Трактат Мегила, 31): «Тана, раби Шимон бен Элазар говорит — Эзра установил для Исраэля читать проклятия перед Рош а-шана… Какая причина? Сказал Абайе: чтобы закончился год и его проклятия».
Объяснение: мы находимся в конце месяца элуль, месяца милосердия и молитв о прощении, месяца подведения итогов. И у каждого, кто будет правдив с собой и счет его будет справедлив, потемнеет в глазах, халила. С таким лицом он собирается предстать перед Творцом? Сколько грехов, халила, злословия, сплетен и других грехов, совершенных в разговоре. И сколько грехов сделано ушами, выслушиванием запрещенных речей. Сколько молитв без сосредоточения, сколько времени отмены Торы. Сколько еды, не в соответствии с законом и не проверенной от насекомых. Ведь все взято в счет, и как мы хотим быть оправданными на суде. «Ни Торы, ни заповедей, которые защитят нас?!»
И тогда, как луч света во тьме, вспомним что есть у нас «сберегательная касса» страданий, упаси Б-г. Все неприятности, которые случились с нами в уходящем году, каждая малая тревога, ранящая и болезненная, обиды и страдания, боль сердца, огорчения, нехватка денег, — все это пойдет на счет. Их вес будет на чаше против наших долгов.
Но мы поднимаем глаза кверху и желаем: «Пусть кончится год и его проклятия». С этого времени мы надеемся, что не понадобятся нам для уравновешивания страдания и неприятности. Потому что надеемся мы улучшиться, добавить заповеди и уменьшить грехи, и потому не будем нуждаться в том, чтобы постановили о нас плохое, и пусть «начнется год и его благословения!» (Мааян ашавуа)
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина