«И если законами Моими возгнушаетесь» (Бехукотай, 26:15)
История о человеке, который пришел к святому Ари, благословенна память праведника, и исповедался в своих греха. Содрогнулся святой Ари, услышав об ужасных грехах и преступлениях того человека.
Закончив рассказ, вскричал человек с болью сердца: «Скажи мне, пожалуйста, раби, какими мучениями искуплю я мои грехи и проступки?» Он был готов ко всему: к постам, истязаниям, ударам палками. Ответил ему святой Ари: «Грехи твои страшны. Он них сказано: “Душа согрешившая, она умрет” (Иехезкель, 18:4), если хочешь прощения грехов, ты должен предать душу свою смерти».
Ответил человек: «Пусть будет моя смерть искуплением всех моих грехов».
Сказал ему святой Ари, что он должен умереть от сожжения. А смертную казнь от сожжения, как сказано в Торе, исполняют заливанием в глотку кипящего свинца. Собрал Ари своих учеников, сказал вместе с грешником исповедь с плачем и слезами в три ручья. А после этого зажгли огонь, и разогрели на нем ложку со свинцом, который превратился в кипящую жидкость. Взял святой Ари ложку и сказал: «Закрой глаза». Человек закрыл глаза. Сказал святой Ари: «Открой рот». Тот открыл.
Налил святой Ари в открытый рот полную ложку… сладкого лекарства. Проглотил его человек, открыл глаза и удивился.
Сказал ему святой Ари: «Встань на ноги свои, брат ты наш! Уже удалены грехи твои принятием суда».
Почему рассказана здесь эта история? Потому что в эту субботу будут читать по свитку Тору благословения и упреки. Благословения — чудесны, и хорошо бы, чтобы они все быстро исполнились. А упреки — сердце сжимается, слыша их. Их читают быстро, тихим голосом, с дрожью. И в святом «Зоаре» (Зоар хадаш, Ки таво) сказано, что когда читают и слушают их, узнают, что есть награда и наказание, есть Тот, кто вознаграждает и наказывает. Когда знают, что заповедь ведет за собой заповедь, а грех ведет за собой наказание, когда сердце боится и дрожит, избавляются этим от наказания.
На что это похоже. На отца, который предостерег сына от ужасного дела, и пригрозил ему, что если совершит его — нападет на него злая собака. Сын согрешил и совершил то дело. Что сделал любящий отец: переоделся в собаку, и стал рычать и лаять. Испугался сын и задрожал, но вдруг понял: «Это ты, папа! Ты снова хочешь предостеречь меня, испугать меня, и я обещаю тебе, что больше не согрешу». Кто больше обрадовался этому — сын, избавившийся от страха, или отец, которому больше не надо пугать сына страшной собакой?!
В таком случае, упрек говорится, прежде всего, как сигнал тревоги и предупреждения. Но стоит добавить здесь еще одну основу. Рамбам, благословенна память праведника (Море невухим, 3:37), сказал, что наказание, заключенное в упреке, не произвольно. То есть, если ребенок надерзил и получил пощечину, то эта пощечина — справедливое наказание. Но почему именно пощечина, а не лишения прогулки, например? Вид наказание не соответствует здесь нарушению. Этого не происходит в наказаниях упрека, которые приходят по принципу «мера за меру» и указывают на грех. Например, говорит Рамбам, наказание «И нашлю на вас полевых зверей, чтобы уничтожили вас», почему приходит? Так как ходили к колдунам, чтобы своим колдовством изгнали полевых зверей из городов. И сказала святая Тора, что когда наступит время упрека, да смилуется Ашем, не поможет ничего, если нарушили слова Торы и обратились к колдунам.
Эти слова сказаны в общем и целом: есть те, кто увлекаются разными мистиками, предсказателями судьбы, гадалками на кофе и по картам, астрологами и хиромантами… Они просят у них совета, как избежать ударов судьбы, но святая Тора говорит: путь избежать ударов судьбы один — единственный: исполнение заповедей. Желающие могут получить благословение у великих в Торе, чьи благословения и советы верны и сопровождаются благословением Небес. Тот, кто обращается к колдунам всякого рода, совершает грех. Более того, то, чего он хотел избежать, будет его преследовать и настигнет, халила. Для чего обращаться к нечистым силам, если можно обратиться к святому источнику, великим в Торе — и спастись?!
Это был лишь пример. «У одалживающего под проценты — бизнес обрушится», — сказали наши мудрецы, благословенна память праведников (Бава Мециия, 71) Хотел заработать на грехе, с Небес позаботятся, чтобы он не только не заработал, но и наоборот.
«Тот, кто работает в канун субботы после полудня, не увидит благословения от своей работы» (Псахим, 50). Эти часы должны быть посвящены подготовке к субботе. Если их посвящают работе, то теряют со всех сторон.
В предыдущей главе мы читали строку об убытках, которые несет человек, который хотел заработать на ничейных фруктах седьмого года (шмиты). Правило: невозможно заработать на грехе, и не теряют от исполнения заповеди. Писал Рамбан (Шмот, 13:16): «Сказал Святой, благословен Он: слушайте Меня, ведь если человек не слушает Меня, то теряет (Дварим раба, 4:5). “исполняющий заповеди преуспеет, а совершающего грех — отсечет его наказание, все в соответствии с высшим постановлением” (Мааян ашавуа)»
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина