Темы: Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, Душа, Давид, Радость, Ита Минкина
Добрый день. Заранее спасибо за Ваши ответы. Я хотела узнать вот какой вопрос. Тело дается ребенку матерью, а дух — отцом. А если мать еврейка, а отец нееврей? Ребенка (девочку) воспитывает мать, но ведь в ребенке дух (руах) — от отца. Возможно ли подчинение духа душе (нэшаме), если ребенок соблюдает заповеди, молится и получает дополнительную еврейскую душу, соблюдая субботу?
Или такая трансформация невозможна даже гипотетически? Или эта борьба может закончиться проигрышем, дух будет брать свое и захватит тело? Ведь мать отходит от воспитания по мере того, как ребенок растет. Ценности у ребенка правильные, а вот внутренняя борьба будет происходить всё равно? И искажать всё через дух?
Я так понимаю, важно, чтобы девочка нашла духовного учителя и чтобы в дальнейшем уважала и мужа, и учителя. Тогда есть шансы трансформировать дух? Или это всё равно будет адаптация с наименьшим вредом для окружающих и самого себя? Заранее спасибо. N.
Уважаемая N.,
Если я правильно поняла Ваш вопрос, Вы спрашиваете о внутренней борьбе между более и менее высокими (духовными) силами в душе человека. Вы знаете, такая борьба или противостояние будет происходить всегда, в душе любого человека на любом уровне — независимо от того, кто его родители и какое воспитание он получил...
Вы спрашиваете: а что будет, если силы, как кажется, неравные? С одной стороны, воспитание такое, с другой стороны, условия иные... На этот вопрос только Б-г может ответить, и Он — именно Он — посылает человеку испытания, подходящие ему «до песчинки».
Мы, люди, не представляем себе всей картины, даже если нам кажется, что всё можно предугадать и понять... Какой высоты душа у ребенка? Кем он был в прошлой жизни? Может, большим праведником? И теперь его проверяют: как поведет себя в менее щадящих, чем, скажем, в его прошлой жизни, условиях?
Или он был в прошлой жизни далеко не праведником, но в свое оправдание сказал на Высшем Cуде: так получилось потому, что он не получил еврейского воспитания и жил не в самой лучшей среде? И тогда сейчас, в этой жизни, он получит и хорошее воспитание, и хорошую среду для развития и исправления.
Какой из этих вариантов верен? Думаю, что ни один из них, а какой-то третий, тайну которого знает лишь Б-г.
Поэтому наша родительская задача — выполнять свою миссию самым лучшим образом и меньше думать о вещах, повлиять на которые и понять которые в их глубоком мистическом смысле мы всё равно не можем... Это только путает, зря мучает родителей и лишает их естественной радости общения и воспитания.
Служить Б-гу нужно в радости — независимо ни от чего: ни от происхождения, ни от воспитания. И задатки этой радости, основа ее — в воспитании ребенка. Его воспитывали в радости? Родители испытывали радость от общения с ребенком, от игр с ним, от наблюдения за тем, как он растет, развивается?
Поэтому важно спросить себя: такого рода вопросы (которыми вы задаетесь) — приносят они радость? Увеличивают Вашу родительскую энергию или уменьшают?
Если уменьшают, значит, эти размышления не приносят пользы и их источник — йецер а-ра (дурное начало), который хочет внести раздрай в душу родителя, чтобы тот мучался неразрешимыми вопросами. Этот ребенок, — размышляет йецер а-ра, — может вырасти прекрасным человеком, дай-ка я лишу родителя покоя, посею сомнения, они передадутся ребенку — и он тоже всю жизнь будет мучаться сомнениями. И это лишит его живительной энергии и радости служения Творцу.
Что касается испытаний, то, как Вы знаете, никто их не избежал и не избежит. И они по своей силе или внезапности, по всем своим «характеристикам» подходят этому конкретному человеку и силам его души.
Человеку не всегда легко выстоять в испытаниях, проще говоря, достаточно трудно. И что ему помогает? Одна из основных душевных сил, помогающих человеку выстоять в испытаниях, — это сознание того, что он хороший, что он достойный (у каждого свои слова для этого, но смысл тот же).
Поэтому важно с детства привить человеку сознание, что с ним всё в порядке! Что у него всё правильно, он во всех смыслах удался. И это достигается внутренней верой родителей в него. Из этого живительного источника человек пьет всю жизнь, а если этого нет, ему придется самому создать это — или его жизнь будет очень и очень непростой.
Так что задача родителей — создать в свой душе и в душе ребенка веру в него, веру в его светлые чистые силы души, в то, что у него есть богатый прекрасный потенциал. И — что бы с ним ни случилось — он достойно встретит это и достоин самого хорошего в жизни.
Исключение из правила — царь Давид, который всю жизнь подвергался тяжелым испытаниям. Он с самого рождения страдал от унижения и пренебрежения — из-за своего происхождения. Так прошли его детство, юность и молодость — до двадцати восьми лет. Только тогда он был «реабилитирован», но и позже отголоски тех разговоров отравляли ему жизнь.
Его пример исключителен потому, что, несмотря на такое отношение, он вырос незаурядным, великим человеком всех времен. Даже его душа, видя, какие проблемы ее ожидают, не хотела входить в плод, но Б-г уговорил ее...
Так что, видите, всё так непросто, что лучше нам, людям, не задаваться такими вопросами в отношении конкретных случаев, а просто честно выполнять то, что на нас возложено — с радостью, со всей душой, с верой в то хорошее и светлое, что есть в каждом человеке, в каждой душе. Тем более — когда речь идет о ребенке. Так мы выполним повеление: «Будь непорочен (тамим — целен, “наивен”) пред Господом твоим…» (Дварим 18:13). Раши объясняет этот стих так: «“Будь непорочен…” и не расследуй будущее».
С большим уважением, Ита Минкина
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону