Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тем, кто учит Тору

Написано в Торе (раздел Реэ, Дварим 12:2): «Совсем уничтожьте те места, на которых служили (поклонялись идолам) народы, которых вы изгоняете (из Эрец Кенаан)». Берем книгу раввина Эльханана Йосефа Эрцмана «Мусар Асэхель», где собраны высказывания наших мудрецов на тему недельных глав Торы. О приведенном нами стихе написано, что из него можно выучить удивительное правило: у каждого совершенного греха есть особая сила воздействия на место, где он совершен. Поэтому Тора и приказала евреям, входящим в Святую землю, уничтожить все кумирни местных идолопоклонников. На образном языке мудрецов: каждый грех, в том числе грех идолопоклонства, делает «нечистым» то место, где он был сделан.

Отсюда понятно запрещение мудрецов «приближаться к злодею»: злодей своими делами создает особую атмосферу «нечистоты» вокруг себя, и эта «нечистота» как бы входит в него, воздействуя так, что он готов к новым нарушениям. А заодно воздействует на всех, кто находится к непосредственной от него близости. Потому и сказано: «Плохо злодею, плохо и его соседу».

Теперь можно понять высказывание учителей, приведенное в Талмуде (Хагига 15): «Заслужил праведник (награду своими делами) — получает в Ган-Эден (Райском саду) свою часть и часть другого еврея; приговорен злодей (из-за своих дел к наказанию) — получает в Геином (аду) свою часть и часть другого еврея».

Смысл сказанного таков. Праведник выполняет заповеди и совершает хорошие поступки. Тем самым он как бы освящает атмосферу вокруг себя. Иногда созданная им святость входит даже в плохого человека, который приблизился к нему, побуждая этого приблизившегося пусть изредка, но совершить благое дело. Получается, что праведник подтолкнул злодея к совершению добра, чего бы тот не сделал без благодатного влияния; потому что мы знаем: «плохое дело ведет за собой плохое дело», и нет выхода из порочного круга, по крайней мере без чужого доброго влияния. В результате праведник получает часть, которой владеет злодей в Ган-Эден.

Здесь требуется объяснение. У каждого еврея есть своя доля в грядущем мире. Это закон. Даже у злодея из евреев. Но эту долю надо заслужить. Заслужить ее можно только добрыми делами. Так вот, тот, кто подтолкнул нас к хорошему делу, тоже получит в Ган-Эден точно такую же часть, «в размере», соответствующем нашему поступку. От нас не уменьшится, но он получит такую же награду.

Однако злодей потому и называется злодеем, что привык совершать плохие поступки, в результате чего он теряет свою долю в Ган-Эден — от поступка к поступку, все уменьшая и уменьшая ее. Получается, что его доля в грядущем мире как бы теряет «хозяина». Кому она достается? Тем праведникам, которые подтолкнули злодея к совершению благих дел.

И наоборот! Злодей, совершающий грех, вносит в мир «нечистоту». Последняя может войти в праведника, «инфицировав» в нем желание поступить точно так же. Мудрецы выразились об этом так (Сота 3): «Человек совершает прегрешения только под влиянием духа глупости», т.е. духа нечистоты, о котором мы только что сказали, что он порожден поступком злодея. Следовательно, злодей получает ту долю, что принадлежит праведнику в Геином (аду). Почему? Потому что подтолкнул праведника к греху. А правило гласит, что у каждого еврея есть доля не только в Ган-Эден, но и в Геином. Пусть вас это не удивляет. Нам дана свобода воли (выбора). Всевышний, Который может все, не делает только одного — не принуждает людей ни к грехам, ни к праведности. Каждый из нас сам выбирает свой путь, реализуя одно из двух: получить долю в Райском саду или в аду (только не думайте, пожалуйста, что это сковородка с горящим маслом для поджаривания грешников!).

Об этом же говорит начало главы Реэ: «Смотри, Я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие». Слово «смотри» смотрится здесь неуместным, надо бы сказать «знай». И почему в единственном числе, когда дальше идет «предлагаю вам»? И что означает «сегодня»? Но теперь все можно объяснить. Стих говорит: смотри, уже сегодня, сейчас, когда ты выбираешь как поступать, для каждого человека из твоего народа готово место в Ган-Эден (это и есть благословение) и место в Геином (проклятие). Ты можешь выбрать все, что тебе причитается там или там. А можешь — тоже путем выбора — поделиться своими долями с другими евреями. «Заслужил праведник — получает в Ган-Эден свою часть и часть другого еврея; приговорен злодей — получает в Геином свою часть и часть другого еврея».


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?