Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Светлой памятиДавида Артура бен Андижан Ааронпосвящается

1От Давида. К тебе, Г-сподь, взываю. Твердыня моя, не будь глух ко мне. [Если] будешь отмалчиваться от меня, я уподоблюсь сходящим в могилу. 2Услышь голос моей мольбы, когда я взываю к Тебе, когда я воздеваю руки к Твоему святому Храму. 3Не тяни меня к нечестивцам и к творящим беззакония, говорящим мирно с ближними, тогда как в сердце их — злоба. 4Воздай им по их делам и по злодейству их поступков, по делам их рук воздай им, верни им заслуженное ими. 5Ибо они не понимают действий Г-спода и дел Его рук. Он их разрушит и не даст им отстроиться. 6Благословен Г-сподь, ибо Он услышал голос моей мольбы! 7Г-сподь — моя крепость и мой щит. На Него надеялось мое сердце, и я был спасен. И обрадовалось мое сердце, и песней моей я Его восхвалю: 8«Г-сподь — их [Своего народа] сила и спасительный оплот Он для Своего помазанника. 9Спаси народ Свой, благослови Свое наследие, веди и вознеси их навсегда!»

Без суеты

Двадцать восьмая глава «Теилим» — четвертый псалом из группы псалмов под названием «От Давида», создание которых, как считают комментаторы, вызвано потребностью Давида изложить свои главные мысли и чувства. Написана эта глава, по мнению Радака, когда Давид был уже немолод.

По Радаку, основная мысль главы — просьба Давида к Всевышнему избавить его от земной суеты, чтобы иметь возможность удовлетворить глубокую потребность души в служении Всевышнему и тем искупить совершенные в жизни прегрешения и приблизиться к Всевышнему.

Кому не желает уподобляться Давид, говоря в первом стихе: «Твердыня моя, не будь глух ко мне. [Если] будешь отмалчиваться от меня, я уподоблюсь сходящим в могилу»? Он не хочет уподобиться тем, чья жизнь — всего лишь движение от рождения к могиле и только. Жизнь, конечно, не без событий, но и без духовного содержания. А она, безусловно, такова, если в ней не слышен голос Всевышнего. Поэтому Давид и просит Всевышнего: «Не будь глух ко мне», ответь мне, когда я зову Тебя.

Давид просит избавить его от ситуаций, которые могут стать помехой в служении Всевышнему, не сводить его с людьми, творящими беззакония (стих третий), потому что окружающая среда не может не влиять на человека. Нужно много сил, чтобы ей не поддаться, и не всегда это удается. Говоря о своем нежелании приближаться к «нечестивцам», Давид конкретизирует, к каким именно: «говорящим мирно с ближними, тогда как в сердце их — злоба».

Почему Давид говорит здесь именно о такого типа грехах? Во-первых, потому, что больше всего в жизни страдал как раз от чужого коварства и предательства, которые приводили к тяжелым конфликтам и к необходимости браться за оружие. Во-вторых, потому (в продолжение темы о том, чем заполнена «пустая» жизнь), что, занятые своими делами, вынашиванием коварных, или корыстных, или честолюбивых планов, «нечестивцы» «не понимают действий Г-спода и дел Его рук» (стих пятый). Всевышний вообще не присутствует в их мыслях.

Радак, комментируя пятый стих, приводит гемару, где именно так и говорится: злодеи не вникают в действия Б-га, они не анализируют мир, хотя он открыт перед их глазами и в нем нельзя не увидеть присутствия Б-га. Гармония в мире природы, удивительное взаимодействие между животным и растительным миром, сложность живых организмов, скрытые и явные чудеса в жизни всего человечества и каждого отдельного человека — все это оставляет их равнодушными, более того, для «нечестивцев» всего этого как бы и не существует. Они полностью погружены в свои заботы и нужды, не осознавая разницы между вечным и преходящим.

Давид так жить не хочет и не может и просит не сводить его с такими людьми и не уподоблять им перед Высшим судом.

Прямо здесь же, в середине главы, Давид говорит, что он получил ответ на свою молитву: «Благословен Г-сподь, ибо Он услышал голос моей мольбы!» (стих шестой).

Каким образом Всевышний удовлетворил просьбу Давида? К концу жизни Он избавил его от непосредственного участия в войнах, которых на веку Давида было немало. Только после войны в Нове, где возникла серьезная угроза жизни Давида, он перестал сражаться как воин и стал руководить войной как царь. Анализируя этот стих, Радак ссылается на эпизод из второй книги пророка Шмуэля:

«И была еще война у плиштим с Израилем. И выступил Давид и рабы его с ним, и сражались они с плиштим; и утомился Давид. А в Нове Ишби… опоясан был новым [мечом] и думал поразить Давида. Но Авишай… помог ему и поразил плиштимлянина и умертвил его. Тогда люди Давида поклялись ему, сказав: не выйдешь ты больше с нами на войну, чтобы не погасил ты светильник Израиля» (Шмуэль II , 21:15—17).

После этого, близко по времени, были еще у Израиля войны с плиштим: дважды в Гове и один раз — в Гате, но Давид в них уже непосредственно не участвовал.

Всевышний выполнил просьбу Давида, освободив его от прямого участия в войне, и за это Давид благодарит Всевышнего: «На Него надеялось мое сердце, и я был спасен. И обрадовалось мое сердце, и песней моей я Его восхвалю» (стих седьмой).

По мнению Раши, следующие два стиха главы: восьмой и девятый — и являются этой хвалебной песней Давида.

По мнению Радака, в двух последних стихах Давид просит Всевышнего помогать народу Израиля справляться с противником, как Он делал, когда Давид находился в рядах воинов.

* * *

Рав Иосеф Яабец (Испания, 15 в.) усматривает тесную связь между двадцать восьмым и предыдущим, двадцать седьмым, псалмом. В четвертом стихе двадцать седьмого псалма Давид говорит: «Одного я просил и прошу у Г-спода: пребывать мне в доме Г-спода все дни моей жизни, созерцать благо Г-спода, посещать Его храм». А в двадцать восьмом псалме в тот миг, когда Давид удостоился видеть сияние Шехины (Б-жественного присутствия), он просит, чтобы Шехина не покидала его никогда, ни на одно мгновение и чтобы ничто не отвлекало его от созерцания Шехины.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?