Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Английское слово change (перемены) стало девизом предвыборной кампании Барака Обамы. Американцы устали от войны в Ираке, недовольны ухудшением экономики и требуют перемен. Они хотят нового лидера, который не является частью истеблишмента, никак не связан ни с республиканцем Бушем, ни с демократом Клинтоном. Любопытно, что либерально настроенные евреи продолжают поддерживать Обаму, несмотря на сообщения о его связях с пропагандирующим ненависть к Америке и Израилю пастором Райтом. Парадокс состоит в том, что, стремясь к переменам, некоторые евреи не хотят меняться, объясняя свою поддержку «левых» инерцией. Они не замечают перемен на политическом ландшафте: в определенных слоях американского общества усиливается процесс радикализма, проявляющийся в негативном отношении к евреям и Израилю.

Еще недавно никто не мог себе даже представить, что на место нового президента демократической Америки будет всерьез претендовать человек, являвшийся в течение двадцати лет членом радикальной антиамериканской и антисемитской общины Райта…

— Евреи не просят нового царя, — сказала мне когда-то моя бабушка и добавила: «Как бы ни был плох нынешний правитель, новый царь может быть еще хуже…»

Бабушка была права. Сколько новых царей действительно принесли нашему народу неисчислимые страдания и преследования. Однако спустя годы я нашел эту мысль в Торе.

«А евреи размножились… и наполнилась ими земля. И встал новый царь над Египтом, который не знал Йосефа, и сказал народу своему: народ Израиля многочисленнее и сильнее нас, давайте перехитрим его» (Шмот, 1:7—10).

Первоначально главный министр Египта Йосеф выделил для своих братьев землю Гошен, в которой евреи и их потомки могли жить обособленной общиной в безопасности и мире. Однако по прошествии времени нашлись евреи, которым Гошен показался тесным местечком, они решили заселять столичные города и весь Египет. Потому сказано в Торе, что «наполнилась ими земля», и сразу же говорится, что «встал новый царь над Египтом, который не знал Йосефа».

Как мог он не знать Йосефа, который спас Египет от голода, его знала вся страна? Фараон не хотел знать Йосефа, чтоб не чувствовать себя благодарным и обязанным его потомкам.

Но почему Тора называет Фараона новым царем? Потому что он начал издавать новые антисемитские законы, объясняют мудрецы Талмуда…

Позволю провести историческую параллель — новые антисемитские законы Нюрнберга. Гитлер призывал остановить «иудеонизацию» Германии, пытаясь изгнать ассимилированных и просвещенных евреев из университетов, школ и больниц. Еврейские учителя и ученики отправлялись в опустевшие синагоги, в которых, как ни парадоксально, по указанию Гитлера, открывались еврейские школы. После войны многие пережившие Холокост евреи не хотели возвращаться в свои дома, а вернулись в страну Израиля…

Новый царь перехитрил евреев, заманил на строительство пирамид, поработил их. Но парадоксально, притесненные евреи начали мечтать и бороться за свое освобождение и, в конце концов, удостоились Исхода.

Все сказанное в Торе остается релевантным на все времена. Почему приходят новые цари? — всегда спрашивали евреи. Мудрецы Талмуда (Мидраш Шмот раба, 1:10) объясняли, что ключом к пониманию этого вопроса являются слова пророка: «Всевышнему изменили они, чужих детей породили; теперь пожрет новый (враг) удел их» (Хошеа, 5:7).

Когда евреи предают традиции Всевышнего, перестают делать обрезания своим сыновьям, растят их «чужими» для своего народа, то тогда «пожрет новый (враг) удел их».

Еще царь Соломон писал, что «нет ничего нового под солнцем» (Екклезиаст, 1:9), а мудрецы объясняли, что только « под солнцем» — в материальном мире нет ничего нового, в то время как «над солнцем — в мире духовном» всегда присутствует новизна. Но если так, то почему плохого царя, негодяя Фараона, Тора описывает «хорошим словом», новым царем?

Новизна спускается с небес на землю, и миссия еврейского народа как раз и состоит в том, чтобы использовать эту энергию обновления, изменять себя и весь мир к лучшему, объясняет Ребе из Гур в своей книге «Хидушей Харим». Но если мы перестаем совершенствоваться, то энергия обновления переходит к нашим новым врагам, новым царям, которые направляют ее против нас, заставляя нас обновляться!

«Новый (враг) пожрет их удел», удел еврейского народа — это миссия духовного обновления, которая используется антисемитами против евреев. Однако новый царь, в конце концов, заставляет евреев совершенствоваться.

Победить нового царя можно лишь новизной нашей души! Не случайно Исход начался в тот момент, когда Всевышний впервые обратился к евреям как к народу: «Месяц этот для вас начало месяцев!» (Шмот, 12:2). Слово «месяц» — ходеш, читается так же, как хадаш — новый, ибо новый месяц начитается тогда, когда на небесах появляется новая Луна (слово месяц имеет двойное значение и в русском языке).

Раб свыкается со своим положением раба. Для того, чтобы ему вырваться из рабства, он должен обрести надежду в то, что освобождение возможно. Еврейские рабы смотрели на небосвод ночи, и когда увидели луч нового месяца, обрели веру в то, что преодолеют тьму рабства и обретут свет свободы. Эти силы духовного обновления помогли евреям преодолеть страх перед египтянами, и десять дней спустя, в Великую субботу, они бесстрашно отметили двери своих домов кровью египетских идолов.

Всем понятно, как опасен «застой» в политике, бизнесе, жизни. Тогда почему многие отказываются меняться? Потому что испытывают страх! Урок событий Исхода и состоит в том, что больше всего нужно бояться самого страха, который превращает человека в инертного и безвольного раба. С надеждой преодолевая страх, мы обретаем свободу!


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?