Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Глава рассказывает о событиях с момента, «когда фараон отпустил народ»: евреи чудом переходят Красное море, поют хвалебную песнь Всевышнему, получают небесную пищу — ман. Глава сообщает также о первом проявлении евреями недовольства условиями жизни в пустыне и о нападении на них Амалека.

ЧУДЕСА ИСХОДА И ЧУДЕСА ПОВСЕДНЕВНОСТИ

В канун Исхода Всевышний возложил на евреев много мицвот — обязанностей, которых они прежде не выполняли. Содержание этих заповедей связано с Исходом.

Рамбан спрашивает: зачем они были даны? Почему так много? В чем их смысл? Он перечисляет: принесение пасхальной жертвы — сложная мицва с массой внутренних законов, празднование Песах с уборкой жилья, уничтожением квасного, с обязанностью есть только мацу, но не хлеб, с первой ночью праздника, когда каждый отец обязан рассказать сыну о событиях Исхода… Заповедь о тфилин, напоминающая нам об Исходе из Египта. Заповедь об освящении первенцев человека и скота, связанная со спасением еврейских первенцев в ночь последней египетской казни.

Мало того, что выполнение этих заповедей сложно, их невыполнение строго наказуемо. Еврей, не принесший пасхальную жертву во времена Храма, и еврей, евший в Песах хлеб, несут одно из самых суровых наказаний — карет (их душа отсекается от духовного источника). Совершенно ясно, что заповеди эти очень важны. Почему?

Всевышний создал природу с ее «естественными» законами и желает, чтобы «стабильно» мир именно так и выглядел. Б‑г не творит чудеса перед каждым желающим и в каждый момент. Если бы на каждый наш поступок Небеса «реагировали» открыто, награждали или наказывали, направляя каждый наш шаг, мы лишились бы свободы выбора, главной действующей пружины этого мира. Если бы семья, соблюдающая законы семейной чистоты, неизменно награждалась потомством, а семья не соблюдающая не имела детей, внутренняя жизнь человека стала бы чисто механической.

С другой стороны, Всевышний хочет, чтобы мы знали, что у мира есть Создатель и что Он господствует над природой. Эпоха Исхода была совершенно особым временем. В эпоху Исхода Всевышний произвел в природных процессах много явных, совершенно очевидных изменений, которые стали свидетельствами Его владычества.

Эти «сверхъестественные» явления — казни — начинались по слову Моше, что должно было ясно всем показать, каков их источник. Но они не только начинались, но и прекращались по его слову — что исключало предположение об их «естественности».

Эти явления действовали строго избирательно: египтян затрагивали, евреев — нет, хотя жили они вперемежку. Так что счесть происходящее случайностью было невозможно.

Что происходит именно чудо, подтверждалось и тем, что эти явления, даже такие «природные», как нашествие насекомых, нападение хищных диких зверей, тяжелый, сильный град — не выходили за границы Египта, как будто отделенного от соседей невидимой стеной.

Назначение заповедей, данных евреям в эпоху Исхода, — запечатлеть чудеса Исхода в памяти поколений. Б‑г дал нам много заповедей для того, чтобы память об Исходе была жива и чтобы следующие поколения ощущали себя как бы его очевидцами. Заповеди делают эти события для нас живыми. И каждый отец, рассказывающий о них сыну, обеспечивает передачу этой памяти из поколения в поколение.

Явные, открытые чудеса Всевышний совершает в исключительных случаях, скрытыми же полна вся жизнь человечества в целом и жизнь каждого человека в отдельности. И если вдумчиво ее наблюдать, можно ощутить присутствие в нашей жизни невидимой руки Творца.

Вся наша жизнь, говорит Рамбан, — это скрытые чудеса. Вспоминая открытые чудеса, мы начинаем анализировать скрытые. Конечно, читать события надо уметь. События не молчат, они говорят, весь вопрос в том — что?

Особенно ясно виден Промысел Всевышнего в истории еврейского народа. Существование евреев в течение двух тысяч лет изгнания — величайшее чудо. Реб Яаков Эмдин пишет (пересказываю по памяти), что при мысли о двухтысячелетнем существовании еврейского народа среди всех гонений, изгнаний и притеснений чудо сорокалетнего существования евреев в пустыне меркнет в его глазах.

Наше существование в Израиле — чудо.

Победы Израиля в войнах — чудо.

Последствия систематического обстрела Израиля иракскими ракетами во время войны в Персидском заливе, случившейся семнадцать лет назад, — чудо. Тридцать девять ракет — и один погибший, разве это не чудо? Совершенно неестественное явление.

Жизнь еврейского народа — постоянное чудо. Но надо открыть глаза, чтобы это увидеть.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?