Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Материалы рассылки за 5766 год.

Предыдущая недельная глава («Толдот») кончается тем, что родители отправляют Яакова в Харан, в чужие края, к брату матери Лавану. По совету матери — он бежит от мести Эсава, по совету отца — чтобы взять в жены одну из дочерей Лавана.

В начале «Ваеце» («И вышел») Яаков отправляется в дорогу. Он идет один и без имущества.

Яаков принят у Лавана на правах родственника, который охотно участвует в хозяйственных работах. Поначалу Яаков бесплатно пасет скот Лавана, потом четырнадцать лет работает за его дочерей Лею и Рахель, которые становятся его женами. У него родится одиннадцать сыновей.

Кончается глава возвращением Яакова спустя двадцать с лишним лет. Возвращается Яаков с детьми, женами, слугами и большими стадами.

Как выжили евреи

Спустя четырнадцать обязательных лет отработки за жен Яаков говорит тестю, что хочет вернуться домой. Лаван просит его остаться, приведя неожиданный довод: «Гадал я (т.е. — гадание показало мне), что Б-г благословил меня ради тебя» (30:27). Яаков соглашается с тем, что действительно — с тех пор, как он поселился у Лавана, стада Лавана увеличились и он стал много богаче. (Комментаторы добавляют, что с приходом Яакова Б-г послал Лавану и сыновей, до этого у него были только дочери). Но, возражает Яаков, теперь ему надо позаботиться и о своей семье и ее материальном благополучии.

Лаван предлагает Яакову любые условия оплаты труда по его желанию, и они заключают договор, в условия которого на протяжении последних лет, что Яаков еще оставался в его доме, Лаван непрерывно вносил изменения (мудрецы говорят, что Лаван менял условия договора сто раз). Тора очень подробно рассказывает об этих условиях и об этих изменениях.

Вопрос, который нас здесь интересует: почему так подробно и что в этом важно для нас? Если «маасе авот — симан ле-баним» («дела отцов — знак для детей»), то знаком чего являются эти события для нас?

Жизнь Яакова у Лавана — это жизнь евреев среди других народов. Слова Лавана о том, что с Яаковом приходит благо, говорят о влиянии присутствия евреев на благополучие стран их обитания. (Как сказано в Торе, Всевышний обещал нашим праотцам, что ими благословятся народы мира. Яакову Он дает такое обещание именно в «Ваеце». Таргум Онкелос переводит его так: «ради тебя и ради твоих сыновей получат благословение все земные племена» — 28:14).

Правители многих стран принимали к себе евреев, когда те искали убежища, и делали это не из любви, а потому что знали: присутствие евреев каким-то образом хорошо сказывается на экономике. Именно этот аргумент приводил известный еврейский авторитет Ицхак Абраванель, служивший при дворе Фердинанда и Изабеллы, когда убеждал короля не изгонять из Испании евреев. А турецкий султан, принимавший изгнанников, говорил, что Фердинанд поступает как глупец: себе делает плохо, а туркам — хорошо.

Таков один из способов, которым Б-г поддерживает евреев и помогает им выжить среди народов.

Второй важный момент в эпизоде — «трудовое соглашение» и его условия. Яаков приходит к Лавану с пустыми руками, по всем представлениям заработок Яакова зависит от Лавана, Лаван, как может, мешает ему заработать. Казалось бы, что должно получиться? Что Яаков так и остается с пустыми руками, верно? А в действительности — наоборот, он становится очень богатым.

Удивительное явление. В Средние века в странах, где разрешалось проживать евреям, государственная служба была им запрещена. Владеть землей евреи не имели права. Ремесленные цеха их обычно не принимали. Евреи платили особые, очень высокие налоги, причем условия налогообложения непрерывно менялись. И все это происходило на фоне постоянно повторяющихся изгнаний, когда приходилось все бросать, искать убежища в другом месте и там начинать все заново. Как же евреи существовали экономически? Большинство путей заработать на жизнь были для них закрыты. Оставались только торговля между деревней и городом (маклерство) и ссужение денег (тот вариант банковского дела, что существовал в те времена). Тем не менее зачастую евреи жили лучше, чем можно было ожидать. «Богатым делает благословение Г-спода», сказано в Мишлей, 10:22.

Помню, когда кто-то из учеников спросил моего отца, благословенна его память, где же в главе «симан ле-баним», отец назвал именно это.

Итак, Всевышний, помогая евреям выжить в рассеянии, действует двумя путями: он посылает благословение странам, где евреи оказываются (для того, чтобы их принимали), и оказывает евреям «экономическую поддержку» на месте.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?