Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Материалы рассылки за 5768 год.

Теилим — общее название гимнов, собранных в книгу «Теилим». У многих из них при этом есть свое название. Таких названий в книге десять. Один из крупнейших комментаторов ТорыРаши приводит их: ла-мнацеах — под управлением дирижера,нигун — напев, мизмор — исполняемый в сопровождении музыкальных инструментов, шир — песня, алель — восхваление, тфила — молитва, браха — благословение, одаа — благодарность, ашрей — счастлив, алелуя–хвалите Б-га.

В предыдущих беседах мы говорили о первых трех главах книги. Первая из них называется ашрей, вторая специального названия не имеет, третья называется мизмор.

В книге «Теилим» присутствует еще одна цифра десять. Как мы уже говорили, кроме Давида, авторами псалмов являются еще десять человек: Адам а-ришон (Первый человек; его псаломвошел в книгу под номером 139), Малки-цедек (глава 110), наш праотец Авраам (глава 89), Моше (главы от 90 по 100 включительно), три левита (по мнению Раши): Эйман (88), Едусун (39, 52), Асаф (50, 73—83) — и три сына Кораха (42, 44—49, 84, 85, 87, 88).

По мнению Тосфот, в число авторов следует включить царя Шломо (вместо Асафа), а Асаф, он же — Авиасаф, входит в число трех сыновей Кораха.

О смысле названий и об авторах псалмов мы надеемся, с Б-жьей помощью, поговорить в будущем.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

В основу наших бесед о теилим положены уроки рава Ицхака Зильбера, благословенна память праведника.

Давиду выпала нелегкая жизнь, и одной из самых больших трудностей в ней было то, что окружающие неверно его понимали. По замыслу Всевышнего, свет Давида до поры до времени был скрыт от его современников, и Давид, естественно, тяжело переносил презрение окружающих. Но, начав главу с этих своих переживаний, Давид поднимается к общим темам и говорит уже не о себе, но обо всем народе.

1 Для дирижера [и] музыкальных инструментов, песнопение Давида.

2 Когда я зову, ответь мне, Б-г, [всегда] справедливый ко мне; [Ты, Который] в теснине дал мне простор, помилуй меня и услышь мою молитву.

3 Сыны человеческие, до каких пор [будете] хулить мою честь, любить тщету, постоянно искать лжи?

4 Знайте, что Г-сподь, отличивший Своего благочестивца, Г‑сподь услышит, когда я позову Его.

5 Трепещите и не грешите! Говорите в сердце своем на своем ложе и молчите всегда.

6 Приносите жертвы праведные и надейтесь на Г-спода.

7 Много говорящих: «Кто покажет нам хорошее?», «Озари нас светом Твоего лица, Г-сподь».

8 Ты дал моему сердцу радость, когда стало у них много зерна и вина.

9 [Когда] вмире [евреи] вместе, я лягу и усну, потому что Ты, Г-сподь, один поместишьменя в безопасности.

Как мы видим, у этой главыесть специальное название, и непростое.На иврите оно выглядит так: «Ла-мнацеах би-нгинот мизмор ле-Давид». «Меам лоэз» приводит мнение мудрецов, которые говорят, что этот гимн прославляет Всевышнего сразу тремя способами прославления: «дирижерством» (мнацеах), мелодией (название музыкального инструмента «нгинот» одного корня со словом «нигун» — мелодия) и песней (мизмор), т.е. словами, положенными на музыку. (Как известно, псалмы Давида исполняли под музыку во время службы в Храме.)«Нецах» — корень слова «менацеах» — означает также «вечность» и вносит в название дополнительный смысл: для Того, точнее — к Тому, Кто существует вечно. А слово «нигун» соотносится с темой пророчества. Как сказано в Книге пророков: «И когда заиграл музыкант (менаген), была на нем (на пророке Элише) рука Г-спода (пророческий дух)» (Млахим II, 3:15).

Объясняя, что значат слова «мизмор ле-Давид», «Меам лоэз» указывает, что дирижер, иначе — руководитель музыкантов, должен был обращаться к помощи музыки, чтобы пробудить в себе руах а-кодеш, но душа Давида входила в пророческое состояние изначально, без помощи музыки, и об этом говорят слова «мизмор ле-Давид» в начале главы. Руах а-кодеш приходил к Давиду еще до того, как он начинал петь, и происходило это потому, что уверенность в справедливости деяний Всевышнего никогда не покидала Давида и в сердце его не было места печали. Он не допускал печаль в свое сердце, в какой бы беде ни оказывался, и потому Всевышний удостоил его высокого вдохновения.

Об этом и говорит второй стих главы, первый после названия.Давид обращается к Всевышнему, Который всегда был справедлив к нему, и просит Его услышать эту молитву и вызволить Давида из беды.

Говорят наши мудрецы, что этот псалом учит нас одному очень ценному качеству: полностью полагаясь на Всевышнего и взывая к нему, вместе с тем не оставлять попыток убедить людей в том, что мы считаем правильным. Именно это качество демонстрирует Давид, обращаясь к людям: « Сыны человеческие, до каких пор [будете] хулить мою честь, любить тщету, постоянно искать лжи?»

«Дети человеческие» здесь сказано несколько необычным образом: не «бней-адам», а «бней-иш». «Иш» означает «человек», как и слово «адам». Но «иш» — высокое, особо уважительное название. Тора употребляет это слово, говоря об Аврааме (ашев эт эшет а-иш — Брешит, 20:7), Ицхаке (ми а‑иш — Брешит, 24:65) и Яакове (иш там — Брешит, 25:27). Так что Давид как бы говорит здесь: Вы, дети Авраама, Ицхака и Яакова, к лицу ли вам хулить меня, человека, важничать передо мной в беде, называть позором испытания, которым меня подвергает Б-г, оказывая мне этим честь. С другой стороны, хоть вы и дети наших великих праотцев, вы так заблуждаетесь потому, что вы все-таки только сыны человеческие, т.е. простые смертные, но не ангелы.

«Знайте, что Г-сподь, отличивший Своего благочестивца, Г‑сподь услышит, когда я позову Его».Называя себя «благочестивцем» (хасидом) Всевышнего, Давид говорит этим словом, что Б-г избрал его для служения добру.

Для того, чтобы правильно понимать происходящее, люди должны размышлять над своими поступками: «Говорите в сердце своем на своем ложе».Ложась спать, человек должен проанализировать свое поведение в течение дня. Давид советует клевещущим на него хорошенько подумать прежде чем сплетничать («молчите всегда»).

«Приносите жертвы праведные». Лучшее жертвоприношение, говорит Раши, — воздерживаться от такого дурного поступка, как злоречие (лашон а‑ра),и совершать хорошие поступки.

Люди любят сетовать на жизнь, жаловаться, что жизнь им недодает по заслугам, что вот рядом негодяи процветают, а им кто же «покажет… хорошее?».Они просят: «Озари нас светом Твоего лица, Г-сподь», имея в виду: почему негодяи, почему другие народы живут счастливо, а мы мучаемся?

Давид же смотрит на вещи совершенно по-другому. Он говорит: «Ты дал моему сердцу радость, когда стало у них много зерна и вина».Другими словами: «Когда я вижу, что человеку, не исполняющему Твоих желаний, Ты так щедро воздаешь за мало-мальски хороший поступок, я с радостью думаю: как же Всевышний воздаст нам! Видя, как много у них зерна и вина, я радуюсь и понимаю, что нас Б-г тем более не оставит».

«[Когда] вмире [евреи] вместе, я лягу и усну, потому что Ты, Г-сподь, один поместишь меня в безопасности». «В мире вместе»значит — пребывают в добром согласии. А слово «один» («левадад»), помимо простого смысла, отсылает нас еще и к пророчествуБилама, сказавшего: «…вот народ отдельно (левадад) живет и между народами не числится» (Бемидбар, 23:9). Так что, по-видимому, этот стих можно понимать и как «отдельно поместишь меня в безопасности». Что же происходит, когда евреи «вместе», когда они «в мире»? Тогда можно спать спокойно, не опасаясь других народов и не ища военного союза с сильными державами. Сила евреев — в их единстве, а покой их — в несмешанности с другими народами. Когда евреи вместе по отношению к своим и сами по себе — по отношению к внешнему миру, можно спать спокойно. Именно это обещал Всевышний Яакову и Моше.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?