Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Корах, Магид из Дубно, Еврейская притча
В Мидраше[1] мудрецы толковали стих «И селится он в городах разоренных, в домах необитаемых, которые предназначены для разрушения.»[2], «Не останется у него богатство»[3](Эти стихи из книги Иов мудрецы связывают с Корахом, и это видно также из предыдущего стиха: «Подниму руку к Б-гу, и над Всемогущим усилюсь»[4]. Там говорится про человека, который возгордился по причине своей силы и богатства и чувствует, что не нуждается в помощи Б-га. В итоге: «Не останется у него богатство» — прим.): Это говорится про Кораха, который был ответственным за все, что было во дворце фараона, и у него хранились ключи от всех его сокровищ (фактически он был управляющим домом и мог принимать любые решения. Таким образом он обнаружил часть сокровищ, которые Йосеф собрал для фараона[5], — прим.). Сказал ему Всевышний: «Какая тебе польза от них? Ведь они не принадлежат тебе, как сказано: “в домах необитаемых, которые предназначены для разрушения (галим)”. Кому они обречены принадлежать? — Покидающим (голим), то есть народу Израиля» (Мидраш заостряет внимание на том, что для развалин используется слово галим, а не другое, более часто используемое слово хорвот, и толкует, что речь идет о голим — народе Израиля — прим.).
Следует разобраться, что хотели сказать здесь мудрецы. В чем грех Кораха? Что было плохого в том, что он собрал все сокровища фараона?
Притча.
В одном трактире собрались в ярмарочный день пьяницы, и велели хозяину подать им выпить. Тем временем к ним подкрался вор и стащил кошельки. Хозяин трактира поймал его и пытался выставить из заведения, а вор стал просить: «Не выгоняй меня! Я не такой, как все воры, и не трону ничего твоего, ведь я никогда не крал у евреев ни копейки!» Ответил ему трактирщик: «Глупец! Все, что ты крадешь у моих посетителей, ты крадешь у меня, ведь они наверняка пропьют все свои деньги, а платить им окажется нечем».
Смысл этой притчи кроется в вышеприведенном стихе: «И селится он в городах разоренных…» — действительно, при выходе евреев из Египта у фараона и его народа не должно было быть ничего, они должны были остаться «.в домах необитаемых.». В чем же грех Кораха? — «.которые предназначены для разушения» — предназначены принадлежать покидающим, согласно обещанию Всевышнего Аврааму: «Поработят их. а потом выйдут с большим имуществом»[6]. Значит, все, что Корах забрал у фараона, на самом деле было забрано у народа Израиля, ведь им все эти богатства уже не достались.
[1] Мидраш Бемидбар Раба 18:15
[2] Иов 15:28
[3] Иов 15:34
[4] Иов 15:27
[5] Псахим 119
[6] Берешит 16:13-14
Редакция благодарит рава <Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Густой паровозный дым
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Шестая глава книги воспоминаний А. Шапиро
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
Евреи Шанхая в гетто.
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Доктор Яков Цацкис
Воспоминания известного хирурга и моэля доктора Якова Цацкиса, сделавшего десятки тысяч брит-мила уже взрослым русскоязычным баалей-тшува, о религиозном еврее рэб Менделе Москалике זצ"ל, тайно убитом КГБ
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Вторая глава воспоминаний А. Шапиро — евреи в предвоенной Польше, Советская власть, атеизм
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
Красная Армия оккупирует Литву, Латвию и Эстонию. Теперь на ешиботников можно навесить двойной ярлык: они не только "служители культа", но и "перебежчики", т. к. однажды уже предпочли Литву Польше, оккупированной Советами.
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
«Б-жественное Провидение пожелало спасти Тору и учёных мужей от гибели. Вот почему ещё двадцатью годами раньше Г-сподь одному ему ведомыми путями начал подбирать и плести нити истории, из которых Он в итоге сплёл эпопею нашего спасения»